3: Добро и зло. Работу выполнила учитель МКОУ «Песчанинская НОШ» Бокарева Л. В.
4: Цель урока: помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро- духовная радость.
5: Задачи: . Образовательная : помочь осмыслить понятия добро и зло , учить умению их использовать , сравнивать объяснения данных понятий с точки зрения разных религий и светской этики. Воспитательная: учить детей делать добро , , воспитывать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать , помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит , зависит от нас. Развивающая: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать, развивать компетентности. :
7: Развитие компетентностей: -учебно-познавательной -учить работать с текстом, комментировать , уточнять, работать со словарём; - информационной -развивать умения поиска, отбора информации в учебнике, пособиях; - коммуникативной- умение сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать, распознавать эмоции в предлагаемом материале .
8: Основные понятия добро зло доброжелательность доброта пассивная активная созидательная . истина
9: Организационный этап
10: , Актуализация знаний . Хранители преданий: кто и в какой религии.
11: Повторение пройденного:о чём заботятся хранители религий? Окружающий мир Мир духовный (мир культуры) -Внутренний мир человека (ДУША )
12: Какой будет внутренний мир? Это зависит от: отношений с другими людьми; чем человек питает свою душу.
13: Культурные традиции-дороги в духовном мире: религиозные культуры; морально-этические нормы. Фундаментом являются: добро честь справедливость милосердие Что является самым важным в данном «фундаменте»?
14: Кто спорит? Решить проблему!! ---Ведь знаешь, что я не такое, как ты, Я жду веселья, а ты ждешь беды. Я процветаю от детского смеха, А бить, убивать, это разве потеха? Откуда взялось ты вообще на Земле?» ---А мне, Наплевать, что с другими случится, Я буду от горя людей веселиться, Я буду молиться, чтоб кого-то убили, Потом посижу, посмеюсь на могиле. А так, как нас больше — я буду плеваться На всех, кто захочет с тобою остаться!» ---Как можно быть злым и ссылаться на Бога, Просить у него чьей-то смерти, ведь Он Творец этой жизни – Примите Поклон .
15: Физкультминутка
16: Изложение нового материала :что такое добро и зло. . Слово учителя . Притча о собаке и ребёнке Мораль. Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните! Слово учителя Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем…»
17: Слово учителя . Мир таков, каким мы его делаем. Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…. А наследующий день во дворец забежал ребёнок. . . и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
18: Мир-это большое зеркало.
19: Поделись улыбкою своей…
20: Добывание знаний в группах. Путешествие по модулям: отношение разных религий и светской этики к добру и злу.
21: Понятие добра и зла . ДОБРО, -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг. ). Сделать много добра людям. Поминать м (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл. ). Д. должно быть с кулаками (афоризм). ЗЛО, зла, мн. ч. только род. п. зол, ср. 1. ед. ч. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; й поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить м за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто непамятен).
22: «Если вы творите добро, то совершаете его для себя» В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы . И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.
23: Ищите радость для своего сердца –для этого творите добро другим. «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. » «. . . желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». «. . . желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» Спасение души является добром, а погибель души – злом . Зло-это мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
24: БЛАГИЕ ДЕЯНИЯ ДЕЛАЮТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВОЙ Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА. Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека. Если деяния увеличивают страдания, то это зло. Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО. Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.
25: «Золотое правило» нравственности -поступай с другими так, как хочется , чтобы они поступали с тобой. Добро и зло - главные моральные понятия в жизни . Совершать моральные поступки сознательно, бескорыстно -значит делать ДОБРО. Добро-это поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми ,способствуют утверждению человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения. НО для этики важнее выяснить не что такое добро, а что такое зло. Зло-это «антоним» добра. Это сознательное унижение людей ,неуважение и нетерпимость к ним ,обман, насилие, которое подавляет свободу другого человека, делает его недобрым.
26: «Мир стоит на трёх основаниях - на Торе , на служении и на добрых делах». Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке - один из важнейших принципов иудаизма . У человека две души-»животная» в теле и «Божественная» на небесах. Борьба йецер а-тов с йецер а-ра происходит в человеке постоянно. Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.
27: Работа по учебнику
28: В ы в о д
29: Кто-то у дороги плачет…Раскрой ладони и подари тепло. Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть . Приходим в мир мы - сделать жизнь светлее Хотя б на малый, скромный огонек, Тот, что в ладонях пронести сумеем Сквозь мрак и ветер жизненных дорог. Не ждать взамен похвал или награды, Даря добро, нельзя таить корысть. Так дарит нам весна цветенье сада, Так небо дарит голубую высь. Бог посылает дождь и на плохих и добрых. . . Воды живой всем подает глоток, Так солнце согревает души скорбных И даже самый маленький цветок. И нам нельзя пройти сквозь путь иначе, Ведь мир велик и каждый странник в нем. Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет. . . Раскрой ладонь и подари тепло.
30: Закрепление нового материала 1. Составить вопросы и возможные ответы, используя учебник. 2. Пресс-конференция. 3. Распределить добрые поступки по группам : добро –пассивное; добро- активное; добро-созидательное.
31: Подведение итогов урока. Анализ степени достижения запланированных результатов: П: что нового узнали на уроке? Л:как урок повлиял на ваше духовно-нравственное развитие ? М: какие УУД применяли?
32: Домашнее задание 1. Учебник: с. 24-27 читать, отвечать на вопросы. 2. Изготовить дерево добрых дел: на листочках перечислить добрые дела и поступки. . 3. Интервью в семье: как понимают добро и зло. , «добро должно быть с кулаками», «на зло отвечай добром»(разным ученикам).
33: Дерево добрых дел.