1: семинар «Психология личности»
2: 1 часть семинара Понятие о личности Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность» Биологическое и социальное в структуре личности
3: Человек – самое загадочное для себя явление, ищущий и утверждающий себя в мире с момента появления. Человек – самое загадочное для себя явление, ищущий и утверждающий себя в мире с момента появления.
4: «Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия «Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б. Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.
6: Личность — основная загадка человеческого мира, его тайна. Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».
7: «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути. . . » «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути. . . »
8: Личность Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.
9: Работа по группам. Задание «Разбери по буквам» Каждой группе предстоит в течение 3 минут к слову «Личность» записать ассоциации, но слова должны начинаться с буквы слова, раскрывая при этом основной смысл понятия Какие ассоциации возникают у вас? Напишите их. (затем презентация материалов каждой группы и их обсуждение)
10: В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ) термин личность обозначает: В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ) термин личность обозначает: «1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. . . и личность появляется только с возникновением сознания и самосознания». Существенно, что в дальнейшей характеристике личности подчеркивается исторический характер понимания ее, в частности, что в Новое время на передний план «выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие личности практически сливается с понятием Я» Там же. С. 179.
11: В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д. , глубинными смысловыми образованиями. . . формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов». Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания» Там же. С. 166.
12: В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность — это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».
13: Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение. . . Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре» Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение. . . Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре» (Там же. с. 264).
14: Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» Там же. Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» Там же. И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции. А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же) «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»
15: Личность: несколько подходов: личность как система отношений (А. Н. Леонтьев, Б. С. Братусь, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, В. Н. Мясищев, К. А. Абульханова-Славская); личность – это человек как носитель сознания (К. К. Платонов); личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л. И. Божович).
16: Работа по группам. Задание «Синквейн» Составить синквейн (это особая краткая запись основных обсуждаемых проблем с учётом ряда требований) к понятиям «индивид», «субъект», «индивидуальность» Тема: прилагательные (2 слова) глаголы (3 слова) фраза (предложение, смысловой характер) Вывод
17: Индивид — это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке. Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.
18: Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид — единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек). Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются. . . (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177)
19: Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален — прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком — общественный статус).
21: Структура индивида: (Ананьев Б. Г. ) – свойства человека как индивида: 1 уровень: первичные или индивидуально-типические свойства человека: конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы); нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе); билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека). 2 уровень: вторичные свойства: вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация); интегративные образования (темперамент, задатки).
22: Субъект Субъект определяется как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира.
23: Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. . . »
24: Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность». Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность».
25: «Быть субъектом» — значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке — быть «причиной себя » четыре характеристики субъекта: субъект — целеустремленное существо; субъект — рефлексирующее существо; субъект есть свободное существо; субъект — развивающееся существо.
26: «индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее» «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение». (Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. , 2001)
27: Индивидуальность: К. К. Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей. Индивидуальность: К. К. Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей. Структура индивидуальности по К. К. Платонову: сомато-морфологическая индивидуальность; биохимическая индивидуальность; физиологическая индивидуальность; процессуальная психическая индивидуальность; содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей); социальная психологическая индивидуальность.
28: Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность» Техника «Мудрые совы» Каждой группе проработать содержание текста, внести дополнения, изменения.
29: Личность и субъект. Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д. )»
30: Личность и индивид. Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.
31: Личность и индивидуальность Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область — индивидуальность личности. Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество.