1: Культура «бунташного века»
2: 17 век – период крушения средневековой художественной культуры Рушились традиции, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Древняя Русь превращалась в Россию – государство с новыми духовными ориентирами. «Расставание с прошлым» затронуло все стороны жизни – религиозные, политические, художественные. Новизна связывалась со светским восприятием мира, европейским мышлением, образом жизни.
3: От иконы к парсуне Творчество мастеров Оружейной палаты – центра развития искусства при Алексее Михайловиче: граверы, иконописцы, оружейники, ювелиры, мастера шитья. Глава школы – Симон Ушаков, требовавший от живописцев правдивого изображения – «как в жизни». Ушаков сочувственно относился к реалистическому искусству западных художников.
4: С. Ушаков. Спас Нерукотворный
5: С. Ушаков. Насаждение древа государства российского.
6: С. Ушаков. Троица
7: Гурий Никитин - мастер фресковой живописи.
8: Знаменитые фрески выполнены в 1680-81г. г. совместно с Силой Савиным.
9: Г. Никитин с артелью. Жатва. Фрески в храме Пророка Ильи в Ярославле.
10: Г. Никитин с артелью. Жатва. Фрагмент росписи.
11: Г. Никитин с артелью. Фреска. Из жизни Адама и Евы. Церковь Ильи Пророка в Ярославле.
12: Князь М. В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
13: Царь Иван Васильевич Грозный. Парсуна.
14: Диалог «старины и новизны» в русской словесности
15: Самый выдающийся труд – «Псалтырь рифмотворная» – стихотворный перевод Псалтири (части Библии).
16: Протопоп Аввакум – защитник «старины». 1. Глава старообрядческого движения. 2. Сочинения связаны с личной судьбой автора (15 лет ссылки, заживо сожжен). 3. Вершина творчества – «Житие» (1672) – свобода мысли. Сплетение средневековой фразеологии с новым пониманием человека, его духовного мира. Искренность, человечность.
17: Бытовая повесть «Повесть о Савве Грудцыне» (неизвестный автор). Почти «фаустовская тема: купеческий сын заложил душу черту. «Повесть о Шемякином суде» – развеселая бытовая байка, полная трагических событий. Любимое произведение читающей России 17 века.
18: Московский театр. Появился по воле Алексея Михайловича (после его кончины забыт на долгие годы). «Комедийная храмина» была сооружена в усадьбе Преображенское. Первая пьеса (1762) – «Артаксерксово действо» – о судьбе персидского царя. Автор – немецкий пастор, актеры – иноземцы Немецкой слободы. Показывались драмы, комедии, балет «Орфей». Звучал оркестр, орган, хор.
19: Русское барокко. Церковь Покрова в Филях.
20: Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском.
21: Теремной дворец Московского Кремля.
22: Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре.