1: Урок биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» Подготовила учитель биологии МОУ Глуховская СОШ Голубятникова О. И.
2: Эпиграф Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хоть криво, да сами. Г. Е. Лессинг.
3: Задачи урока Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.
4: Актуализация знаний («вызов») что вы знаете о делении клетки? что такое клеточный центр? что такое ДНК? что такое редупликация? что такое хромосомы? что такое диплоидный набор хромосом? что такое гаплоидный набор хромосом?
5: Клеточный цикл Клеточный цикл – это период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти.
6: Интерфаза ИНТЕРФАЗА-период подготовки клетки к делению, она включает следующие периоды: Пресинтетический период (G1) - синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов. Синтетический период (S) - удвоение ДНК (хромосомы состоят из 2-х хроматид), синтез белков. Постсинтетический период (G2) - синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра.
7: Общая схема митоза
8: Фазы митоза. Профаза
9: Фазы митоза. Метафаза. Процессы, происходящие на стадии МЕТАФАЗА: хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки, состоят из двух сестринских хроматид, соединённых центромерой (перетяжкой).
10: Строение хромосом на стадии метафазы
11: Фазы митоза. Анафаза. Процессы, происходящие на стадии АНАФАЗА: центромеры делятся, сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.
12: Фазы митоза. Телофаза. Процессы, происходящие на стадии ТЕЛОФАЗА: формируется оболочка новых ядер(завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки на две дочерние (цитокинез).
13: Биологический смысл митоза Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками. Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Увеличение числа клеток в организме – один из механизмов роста.
14: Практическое закрепление Используя микроскопы, препараты «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках изученные нами стадии митоза, отметьте в тетрадях их характерные особенности.
15: Закрепление изученного. Тестирование (подготовка к ЕГЭ) Выполните предложенные тестовые задания, а потом проведите взаимопроверку Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в. Критерии оценки: 100–85 – 5, 84–75 – 4, 74–50 – 3, 49 –2.
16: Подведение итогов урока. Рефлексия. Составить синквейн по изученной теме Пример синквейна: Деление Прямое, непрямое Делится, растёт, развивается Митоз состоит из четырёх фаз Митоз
17: Поведение итогов урока Что же означает число 23? О чём идёт речь в четверостишии? 23 пары включает Маленький этот зал, Музыка не играет, но не смолкает бал.
18: Подведение итогов урока. Домашнее задание Изучить параграфы 28,29, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных? Творческое задание: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.