1: 9 класс Анализ лирического произведения. А. С. Пушкин «К морю»
2: Цели урока: Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина «К морю» Повторить понятия: романтизм, элегия. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении. Проследить композицию и сюжет стихотворения. Сопоставить стихотворение А. С. Пушкина и картину И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин у Черного моря)
3: Романтизм: 1. Романтическая страстная личность. 2. Конфликт между личностью и обществом. 3. Сильный характер романтического героя. 4. Исключительные обстоятельства. 5. Экзотическая природа, романтический пейзаж. 6. Стремление к абсолютной свободе. 7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
4: Элегия - жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
5: Море - « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
6: Основная тема элегии - Тема свободы, т. к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т. д.
7: Композиционный план стихотворения: 1-5 строфа – воспоминание о море; 6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю; 7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт; 9-10 строфа – образ Наполеона; 10-12 строфа – образ Байрона; 13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира; 14-15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
8: 2 группа: Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря. 2. Какое настроение они передают? 3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
9: 3 группа: Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…» Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура? Почему к морю поэт обращается в мужском роде? 2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
10: П. А. Вяземский: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
12: 4 группа: Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин? 2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса. Что придают звуковые повторы стихотворению? Как помогают раскрыть тему моря? 3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так: «Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
13: 5 группа: Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7) 2. Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
14: Композиция – построение произведения. Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
15: 6 группа: Задание: 1. Сопоставьте картину И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю». Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина? Какие слова стихотворения созвучны картине? 2. Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине? 3. Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И. Е. Репина и И. К. Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?
17: Черты романтизма в элегии: Пронизана романтическим настроением. Романтический пейзаж. Гордое одиночество поэта. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
18: М. И. Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»