1: Корни с чередованиями
2: Цель работы: Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными.
3: СЕМЬЯ СЛОВ. СЕМЬЯ СЛОВ. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
5: Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства - правильно с чередованием напиши слова
6: Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание. Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.
7: Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!
8: О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок-мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег-жиг, чет-чит, леп-лип, мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед вес-вис. И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли-лей. А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.
9: ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ - нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ. 2. Под ударением в них пишется то, что слышится! РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО. 3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило! РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.
10: ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. 1 . РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ . 2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН. По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ, КАСАТЬСЯ, КАСАНИЕ. По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О. 3. В безударном положении ЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР. 4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок, плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ- всегда с А! сплавлять, выплавлять.
11: РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. СКАК – всегда с А: скакать, доскакать, скакун, проскакать. СКАЧ – «верхом»: скачу, проскачу, доскачу, ускачу. СКОЧ – «не верхом»: проскочу, выскочу, наскочу, отскочу. МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить. МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый. МАК – «погружать в жидкость»: макать, макнуть, обмакнуть, промакал.
12: СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться. СТАЙ – «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И: ИРА - с И, без ИРЫ – Е! Изберу – избИРАю отпереть – отпИРАю Обдеру – обдИРАю растереть - растИРАю Умереть - умИРАю
13: СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ. - гор - - гар – гарки , изгарь, пригарь - зор - - зар – зоревать, зорянка (птица) - мак - - моч – промокательная бумага, промокашка - лаг - - лож – полог - плов - - плав - пловец, пловчиха - рос - - раст – отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый
14: 1. Распределите на группы слова с корнями-омонимами. Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать, прирастать, росянка, отрасль, оросительный.
15: 2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: 2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу. 3. Обозначьте изученную орфограмму: Вишенка р…сла, подр…стала и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек. 4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова: Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать, изв…нение,повзр…слеть.
16: Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!! Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!
17: Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Учитель русского языка: Фролова Ольга В. Учитель информатики: Назарова Марина М.