1: Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)
2: Цели урока: Сформировать у учащихся представление о характере политики П. А. Столыпина; познакомить учащихся с целями, содержанием, итогами аграрной реформы П. А. Столыпина: продолжить формирование умений работать с историческими документами.
3: План. «Успокоение страны». Аграрная реформа. 3. Одинокий реформатор.
4: Вспомните, какие реформы предлагал осуществить П. А. Столыпин в программе деятельности правительства от 25 августа 1906г. ?
5: Планировались Аграрная реформа Введение нового рабочего законодательства Реорганизация местного самоуправления Развитие судебной реформы Реформа образования
6: «Успокоение страны" Борьба с революционным движением Казни Ссылки Каторга Тюремное заключение
7: С 1907 по 1909 гг. был казнён 2681 человек. Тысячи были отправлены в ссылку, на каторжные работы, в тюремное заключение.
8: На основании высказываний П. А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
9: Документ 1 «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
10: Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.
11: Документ 2 «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них…» Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».
12: Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.
13: Документ 3 «Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении. »
14: Цель: продолжение модернизации России
15: 9 ноября 1906 года- начало проведения аграрной реформы П. А. Столыпина
16: Основные направления реформы: Создание новых форм землевладения и землепользования. 1. Разрушение общины. Превращение крестьян в частных собственников своих наделов. 2. Создание хуторов и отрубов. Государственная помощь крестьянам через Крестьянский банк. Переселение крестьян. Развитие крестьянской кооперации.
17: Из указа « О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г. : « Каждый домохозяин, владеющий надельною землёю на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли… Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту».
18: Отруб - отдельный участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
19: Хутор - обособленное крестьянское поселение.
20: Какие формы землепользования пользовались наибольшей популярностью в Пензенской губернии?
22: Заполните таблицу «Результаты аграрной политики П. А. Столыпина».
23: «Результаты аграрной политики П. А. Столыпина».
24: Были ли достигнуты цели аграрной реформы?
25: В чём вы видите причины незавершённости реформы?
26: Причины незавершённости реформы Незначительные временные сроки Отсутствие поддержки со стороны правых и левых политических сил Половинчатость реформы
27: Значение реформы Несмотря на трудности и незавершённость преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.
28: В чем состоит двойственность политики П. А. Столыпина?
29: Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А. Столыпина: 1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг. 2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г. Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной? Аргументируйте свой ответ.