Античная философия. Лекция 2 презентация в формате PowerPoint - скачать бесплатно

Скачать презентацию на тему: "Античная философия. Лекция 2" с количеством слайдов в размере 39 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Содержание [Показать]

Нажмите для просмотра
Античная философия. Лекция 2

1: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии, психологии и педагогики Лекция 2. Античная философия. Автор – Е. К. Овсянникова, доцент кафедры философии

3: Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима. Экономическая основа - рабовладельческий способ производства. Политическая система - полисная рабовладельческая демократия. Духовное развитие Греции в VII – VI вв. до н. э. : от мифологии и религии - к науке и философии.

4: Этапы развития античной философии 1) становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н. э. ; 2) классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н. э. ; 3) философия эпохи эллинизма – III в. до н. э. – IV в. н. э.

5: Характерные черты античной философии: космоцентризм; созерцательный тип философствования; натурфилософский характер. (натурфилософия - «философия природы»); рациональность; диалектичность мышления (наивная диалектика); формирование основных философских направлений - материализма и идеализма.

6: Первая философская школа в европейской цивилизации – Милетская школа (VI в. до н. э. , г. Милет): зарождение натурфилософской традиции; попытка дать целостную картину мира, определить его единую первопричину; стихийный материализм; наивная диалектика.

7: ФАЛЕС (640-562 гг. до н. э. ) – первый греческий философ и ученый. Единое первоначало бытия – ВОДА – аморфное, текучее сосредоточение материи.

8: АНАКСИМАНДР (611-546 гг. до н. э). В основе мира особая субстанция, единая, бесконечная, вечная, неизменная – АПЕЙРОН.

9: АНАКСИМЕН (585-524 гг. до н. э. ) Первооснова бытия - ВОЗДУХ.

10: ГЕРАКЛИТ из Эфеса (540-480 гг. до н. э). Первооснова мира - ОГОНЬ. «Мир возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течении всего века; свершается это согласно судьбе». «Все течет, все изменяется»; «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

11: Борьба противоположностей – главный закон мироздания (развитие диалектических представлений): «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо и это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим».

12: Школа ПИФАГОРА (VI в. до н. э. ) - число является сутью любой вещи (число без мира может существовать, а мир без числа – нет); - главная характеристика мира - возможность выразить его в числах; - объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т. к. они вечны. Пифагор - первый представитель философского идеализма.

13: ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (г. Элеи, VI – V вв. до н. э. ) Ее основные представители (элеаты): Ксенофан, Парменид, Зенон – родоначальники рационализма.

14: В V в. до н. э. возникает новая форма материализма – АТОМИСТИЧЕСКИЙ материализм. Наиболее яркий представитель – ДЕМОКРИТ: - первооснова мира – атом – мельчайшая неделимая частица вещества; - атомы объяты пустотой и парят в пустоте; - все вещи, тела, души – это многообразные соединения атомов.

17: Сократ (469 – 399 гг. до н. э. ) «Познай самого себя»; «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»; «Не слушайся ничьих советов, в том числе и этого».

18: ДИАЛЕКТИКА Сократа – искусство ведения диалога Метод диалога - майевтика («повивальное искусство»).

19: ПЛАТОН (427 – 347 гг. до н. э. ) Диалоги Платона: «Государство» – теория идеального общественного устройства; «Софист»,«Федр»– проблема души; «Тимей» – вопрос возникновения Космоса; «Протагор» – проблема добродетели; «Пир» – проблема любви и др.

20: Платон – создатель системы объективного идеализма. Он говорит о существовании двух миров: 1) Мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств; 2) Мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом. Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Мир идей – подлинный мир, это истина. Мир вещей – производное, «кажущееся» бытие.

22: Проблема человека Человек - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – тюрьма для души, оно источник страданий, причина зла.

23: Теория познания Платона: человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. Чувственный опыт - лишь толчок к воспоминанию, а основное средство «припоминания» – диалог, беседа.

24: Учение о душе. Платон выделяет три типа души в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа мудрствующая (разум). Ее обладатели– мудрецы, философы; воинственная (воля) принадлежит воинам, стражам; страждущая (вожделение) принадлежит людям, которые стремятся к материальным благам (крестьяне, торговцы, ремесленники).

25: Классификация государственных форм: 1. Аристократия – власть людей, обладающих мудростью – идеальное государство. 2. Тимократия – власть группы людей, основанная на военной силе. 3. Олигархия – власть группы людей, основанная на торговле, ростовщичестве. 4. Демократия –власть толпы, неблагородного демоса, она обязательно перерастет в тиранию – диктатуру, направленную против аристократии.

26: Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ). – величайший энциклопедист древности и систематизатор всех философских и научных знаний, накопленных до него. Основоположник таких наук, как этика, эстетика, формальная логика, политика, космология, психология, зоология, биология.

27: Работы Аристотеля : 1. Онтологического характера (трактат «Метафизика», «О душе»). 2. Философия природы (трактаты «Физика», «О возникновении и гибели», «О возникновении животных» и др. ) 3. Работы социально-политического содержания («Политика», «Никомахова этика», «Риторика»и др. ). 4. Работы по логике и методологии («Категории», «Об объяснении»,«О софистических доказательствах» и др. )

28: Учение о бытии первичная реальность, которая ничем не определена, - материя; материя – это потенциальная предпосылка всего сущего, ее нельзя отождествлять с бытием; материя пассивна, бесформенна и представляет собой только возможность вещи, материал для нее; возможность (материя) превращается в действительность (конкретную вещь) под воздействием внутренней причины – формы, т. е. вещи возникают, когда материя приобретает форму;

30: Учение о душе Любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Три вида души: 1) вегетативная (растительная), ее основные функции: рождение, питание, рост; 2) чувственная, ее функции: ощущения и движение; 3) разумная, ее функции: мышление, познание, выбор.

34: Стоицизм Возник в III в. до н. э. Основоположник – Зенон Китионский. Представление о всеобщей предопределенности: жизнь – цепь необходимых причин и следствий, ничего нельзя изменить. Поэтому знание необходимо только для приобретения жизненной мудрости: «Знающего судьба ведет за собой, а незнающего тащит». Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа.

36: Эпикуреизм Эпикур (341 – 271 гг. до н. э. ) – развивал атомистическое учение Демокрита. Кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Боги существуют, но не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам. Душа – «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму». Функция души – обеспечить человека чувствами. Человек – чувствующее существо. Ощущения являются основой познания. Критерий истины - чувства удовольствия и страдания.

37: Этическое учение Эпикура. Счастье человека – в получении удовольствия, но не всякое удовольствие– благо: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо». «Обстоятельства, причиняющие нам горе, на самом деле находятся вне нас; лишь наше мнение превращает их в наше внутреннее зло»; «Если ничего уже не исправить, надо направить мысли на приятное»; «Не стоит бояться смерти, она не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, ее еще нет, а когда смерть есть, нас уже нет».

39: В основе философии неоплатонизма 4 категории: Единое – это творческая сила, потенциал всех вещей; приобретая форму, Единое превращается в Ум; Ум становится Душой, которая вносит в материю движение; Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Скачать презентацию


MirPpt.ru