1: Биоценозы и биогеоценозы Урок биологии для 9 класса Учитель Авраменко Ю. В. МАОУ СОШ 45, г. Калининград
2: Закончите предложения 1. 200 млн лет назад все материки составляли единый суперконтинент -. 2. Подвижки и разломы земной коры на протяжении и периодов привели к выделению отдельных. 3. Различия растительного и животного мира объясняются историей материков.
3: 3. В настоящее время на Земле материков. 3. В настоящее время на Земле материков. 5. Второй фактор эволюции – различие условий в широтной направлении. 6. Наша область находится в зоне лесов. 7. В тайге обитают . 8. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в районе . 9. Третий фактор -. с. 229 -вопросы
4: Термины. Биоценоз- комплекс совместно обитающих и связанных друг с другом живых оргнизмов («bios»-жизнь, «koinos»-общий). Биоценоз моховой кочки, разрушающегося пня, луга, болота, леса. Биогеоценоз –совокупность живых организмов и неживой природы на определенной территории. Цепь питания-последовательный ряд питающихся друг другом организмов в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Сети питания – переплетение пищевых цепей. Трофический уровень- каждое звено цепи питания .
5: Биоценоз пруда.
6: Биоценоз дубравы
7: Необходимые компоненты экосистемы.
8: Основные группы организмов в сообществе.
9: Цепь выедания и цепь разложения.
10: Структура биоценозов С. 241-243 составить пространственную структуру лиственного леса
11: Сеть питания на примере животных тундры.
12: Пирамида продукции и поток энергии в экосистемах.
13: Термины. Видовое разнообразие Плотность популяции Биомасса Первичная продукция Учебник, с. 230
14: Дополнительная информация. Название «биоценоз» ввел в науку немецкий ученый Карл Мебиус в 1877г. Учение о биогеоценозе и сам термин создал российский ученый-ботаник, академик Владимир Николаевич Сукачёв. Учение о биосфере создал В. И. Вернадский. Понятие «экосистема» ввёл в науку английский ботаник А. Тесли. Понятие «экология» принадлежит Геккелю, дословно –учение о жилище.
15: Проверь себя 1. Искусственной экосистемой являются: 1) гниющий пень 2) луг 3) аквариум 4) биосфера
16: Поверь себя 2. Кто в приведенной ниже цепи питания является консументом 3 порядка? Листья липы – гусеницы непарного шелкопряда– жук пахучий красотел—обыкновеныый скворец– ястреб-перепелятник 1) гусеницы непарного шелкопряда 2) жук пахучий красотел 3) обыкновенный скворец 4) ястреб-перепелятник
17: Проверь себя 3. Какой организм, обитающий в тропическом лесу, является потребителем 2 порядка? 1) енот 2) тапир 3) муравей-листорез 4) цикада
18: Проверь себя 4. Какую роль в наземном биоценозе играют луговые собачки? 1) являются продуцентами 2) являются редуцентами 3) являются консументами 1 порядка 4) являются консументами 2 порядка
19: Правильные ответы 1. – 3) 2. – 3) 3. -1) 4. – 3)
20: Экологический ребус
21: Проверь себя Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии». (В. Распутин)
22: Домашнее задание С. 228-230,термины С. 239-246, читать, ответить на вопросы Уметь составлять цепи питания