1: ДИСЛЕКСИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2: С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по: 1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: а) развитие анализа предложения; б) развитие слогового анализа и синтеза; в) формирование фонематического анализа и синтеза;
3: 2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях: 2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; 3. Развитию внимания, памяти, мышления; 4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.
4: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ БУКВЫ 1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д. 2. "На что похожа буква?" 3. Определение правильно и неправильно написанных букв. 4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями. 5. Называние букв, наложенных друг на друга. 6. Дописывание букв. 7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром. 8. Реконструирование букв: а) добавлением элементов; б) убавление; в) изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);
5: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ БУКВЫ 9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки). 10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек. 11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т. д. 12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене. 13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке… 14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.
6: ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова. 2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называл логопед. 3. Запоминание 3–5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7–10). 4. Раскладывание 3–4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись. 5. Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности. 6. "Чего не стало?". На столе раскладывались 5–6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла. 7. "Что изменилось?". Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.
7: ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 1. Называние контурных изображений предметов. 2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов. 3. "Найди ошибки художника". 4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга. 5. Распределение изображенных предметов по величине. 6. "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки". 7. "Геометрическое лото". Детям предлагалось разложить на большой карте, в центре которой была нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов. 8. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. 9. Составление разрезанных на части картинок. 10. Нахождение различий в двух картинках. 11. Дорисовывание симметричных изображений.
8: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ 1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д. 2. Показывание левой руки. 3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д. 4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги.
9: ИГРЫ И ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕКСОГО АНАЛИЗА 1. "Угадай, какой звук потерялся?" (по картинкам) 2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ОТ, . . ОЗА, . . ЫК, . . ОРОВА. 3. Вставить пропущенные буквы в данном слове. 4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д. ). 5. "Цепочка слов". От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка). 6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика. 7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол). 8. "Угадай имя". Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира). 9. Придумать слово к графическим схемам. 10. Разложить картинки под графическими схемами.
10: ИГРЫ И ЗАДАНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру. 2. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов. 3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. 4. Игра "Зашифрованное слово". Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина). 5. Определить пропущенный слог в названии картинок. 6. "Угадай, кто к нам пришел?" Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли). 7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. 8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов. 9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов. 10. "Магнитофон". Дети "записывают" слова на магнитофон, называя их по слогам. 11. "Телеграф". Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).
11: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Составить графическую схему предложения. 2. Придумать по графической схеме предложение. 3. Определить место слова в предложении (какое по счету). 4. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов. 5. Составить из двух предложений одно.
12: ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ 1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку. 2. Прочитать слово и ответить на вопрос. 3. Объяснить значение прочитанного слова. 4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову. 5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей. 6. "Фанты". После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте. 7. "Письма". Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма. 8. "Словесное лото". Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов. 9. "Магазин". Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками. 10. "Собери в дорогу друга". Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т. д. 11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку. 12. "Придумай начало сказки". 13. "Придумай конец сказки".
13: РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.