Инновации в социально-политической сфере А. Ю. Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3

Скачать презентацию на тему: "Инновации в социально-политической сфере А. Ю. Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3" с количеством слайдов в размере 67 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Инновации в социально-политической сфере А. Ю. Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3

1: Инновации в социально-политической сфере А. Ю. Сунгуров. Курс Политические инновации» Лекция 3

2: Структура лекции 1. Инновации в социуме и инноватика 2. Инновации в государственной политике (policy) и управлении 3. Развитие института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (опыт СПб центра СТРАТЕГИЯ)

3: 1. ИННОВАЦИИ В СОЦИУМЕ И ИННОВАТИКА.

4: В первой половине ХХ в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались скорее на периферии внимания социальных наук, а инновации в основном интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе Однако затем проблемы социальных изменений снова стали актуальными

5: Профессор С. С. Фролов в учебнике «Социология» определив открытие как «разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного», а изобретение (как материальное, так и социальное) – как «новую комбинацию или новое использование существующего знания»; использует в своей книге термин «инновация» как «включающее в себя как открытие, так и изобретение»

6: Профессор РАГС В. Л. Романов: «Новация (новшество) – нечто необычно новое, впервые созданное или возникшее, предложенное или заявившее о себе, но еще устойчиво не закрепившееся и не получившее широкого распространения. Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

7: В. Л. Романов: Инновация – результат инновирования, проявившийся распространением новации. Критерием инновации является возникновение и закрепление новых качественных характеристик обновляемой системы. Инновационный процесс – прохождение новацией стадий зарождения, проявления, инновирования, инновации и рутинизации».

8: Социальная инновация - «1) результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; 2) процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества» Социологическая энциклопедия, 2003

9: Инновация как стадия общего процесса изменений социума Социологи выделяют в инновациях четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным инновациям

10: 4 типа социальных инноваций: органичные – внутренне обусловленные социальные инновации с присущим этому обществу содержанием; заимствованные – внутренне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником; стимулированные – внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; экспансивные – внешне обусловленные социальные инновации с внешним содержательным источником. (М. В. Рычев, 2007)

11: Большой толковый социологический словарь: диффузия (diffusion) - распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т. д. ) или социальной практики одного общества (группы) другому, Понятие диффузии также связано с дискуссиями вокруг теорий экономического и социального развития и модернизации

12: Толкотт Парсонс (1964): диффузия социальных учреждений (эволюционных всеобщностей) и культурных ценностей, характерных для западных капиталистических демократических государств, необходима для обеспечения развития "третьего мира". Эта позиция резко критиковалась авторами левой ориентации,

13: Появление термина «Инноватика» Отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе Инновация как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.

14: В СПбГТУ с 1997 г. работал Институт инноватики, с 2007 г. – факультет инноватики. Здесь инновации рассматриваются как синоним нововведения, а под инноватикой понимается «область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности».

15: Инновационная деятельность - «деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами» (Сайт факультета Инноватики) Т. е. технократическое определение

16: Курс «Введение в инноватику» читается в МИФИ «особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий», а также «инноватика интегрировала многие идеи теории модернизации, социально-философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии, креатологии, акмеологии»

17: А. А. Поскряков (МИФИ) выделяет «Отраслевая инноватика» - зависимость инновативного изменения от специфики самого предмета этого изменения «Социология инноватики» - инновационные взаимодействия и взаимоотношения, исследуются «инновационная дееспособность» («недееспособность») индивидов, коллективов, а также общества в целом

18: «Психология инноватики» рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

19: Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

20: Педагогическая инноватика – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А. В. Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н. Р. Юсуфбекова)

21: Новшество и инновация Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

22: «Психология инноватики» - рассматриваются содержание, структура и типы инновационной активности личности как субъекта творческой деятельности в их взаимосвязи с психологическими характеристиками человека

23: Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования

24: Педагогическая инноватика – «наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования» (А. В. Хуторский) - «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» (Н. Р. Юсуфбекова)

25: Новшество и инновация Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения, как инновационный процесс, но не весь, а только его часть…Чтобы произведенное новшество вошло в массовую практику образования, оно должно получить распространение. Распространение (диффузия) новшеств - это третья составляющая инновационного процесса»

26: 2. ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ (POLICY) И УПРАВЛЕНИИ

27: Рассмотрим книгу Нельсона Полсби Polsby Nelson W. Political Innovation in America. The politics of policy Initiation. – New Haven and London: Yale University Press, 1984. Как пример сравнительного анализа политических инноваций на национальном уровне

28: Семь характеристик инновационного процесса 1. Выбор определенного времени (timing), «окна возможности». От попадания в это «окно возможностей» зависит длительность времени запаздывания между предложением и реализацией. Некоторые инновации легко попадают в фазу внедрения, другие ожидают годы

29: 2. Специализация Ограничивается ли формирование политики специалистами, или подразумевается участие на ранних стадиях выдвижения альтернатив политиков широкого профиля? Здесь подразумевается разделение между экспертами и политиками как источник политических альтернатив.

30: 3. Существование согласия в субкультурах принятия решений Некоторые инновации в политике (полиси) возникают в атмосфере, в которой существует общее согласие по поводу того, что эти потребности действительно существуют. Другие - сначала вообще не воспринимаются чиновниками как проблемы. Члены групп ЛПР могут иметь или не иметь согласия по поводу предлагаемых решений, а также в том, что такая проблема существует в принципе.

31: 4. Общественное внимание. Некоторые инновации не требуют внимания и общественной поддержки, другие нуждаются в них, чтобы достичь фазы утверждения. 5. Политические конфликты. Некоторые инновации вызывают слабую общественную или политическую оппозицию, другие – очень сильную.

32: 6. Научное обеспечение. Некоторые инновации являются импровизациями, и принимаются как бы «с лета»; для других требуется научное подкрепление, исследования, при этом эмпирические предпосылки инноваций также постоянно проверяются и перепроверяются.

33: 7. Выделение стадий Существует ли разделение и временное слияние, интеграция процессов внедрения и поиска? Для некоторых инноваций альтернативы предлагаются задолго до того как осознается потребность в решении.

34: 7. Выделение стадий - 2 Для других случаев, осознание потребности и предложение решения происходят почти одновременно, «решения преследуют проблемы быстрее, чем проблемы ищут решения».

35: Нельсон Полсби взял для анализа четырнадцать послевоенных инноваций во внутренней и внешней политики. Среди инноваций во внутренней политики: «Гражданский контроль атомной энергетики», первое предложение – законопроект Буша – Конната – 1944 г. , принятие закона – 1946 г. , то есть временной лаг – два года.

36: Внутренняя политика «Создание национального научного фонда», первое предложение – статья в 1945 году, принятие закона – 1950 г. , то есть временной лаг – уже пять лет. система медицинского страхования для пожилых, совет экономических советников, местное участие в программах действий местных сообществ (Local participations in Community action programs);

37: Инновации во внешней политике «Договор о запрещении ядерных испытаний», первое предложение – план Ачерсон-Лилиенталя – 1946 г. , заключение договора - 1963 г. , то есть временной лаг – уже 17 лет. Корпус мира, Доктрина Трумэна (экономическая помощь Греции и Турции).

38: Все инновации анализировались На основе семи характеристик. В итоге выделено два типа возникновения таких инноваций – «острый», когда между появлением идеи и принятием политического решений проходит относительно мало времени, и «инкубационный», когда этот период может длиться десятилетия.

39: Инновации первого типа - гражданский контроль атомной энергии, программа действий сообществ и Доктрина Трумэна – ограниченные конфликты, критерии решения относительно свободны от партийной идеологии и от популистской риторики для народа, имеется консенсус среди лиц, принимающих решения об актуальности проблем

40: Такие инновации возникают - в среде людей, очень близких к деятельности агентств, на которые эти инновации направлены. Главные линии конфликта в случае контроля над атомной энергией были не политические, партийные, а скорее юридические, комитеты конгресса боролись за пространство для действий на одном уровне, и научные бюрократы сражались против военно-научных на другом уровне.

41: Инкубационные инновации -Медицинское страхование, Корпус мира и Совет Экономических советников - созревают медленно, изначально нет общего понимания даже существования проблемы. Понимание актуальности проблемы зарождается медленно и достаточно далеко (в социальном, временном и даже физическом плане) от группы ЛПР

42: Эти инновации возникают среди общества, среди университетских ученых и не-университетских исследователей, технических специалистов групп интересов, правительственных ведомств и т. д. Инкубированные инновации часто начинают свой путь в программах политических партий, в национальных партийных платформах и речах сенаторов и понемногу становятся предметом слушаний в конгрессе

43: Нельсон Полсби отмечает существование иногда большого временного лага между появлением идеи инновации и ее реализацией. Велика роль личностей, которые серьезно размышляют над проблемами, кто ищет и находит альтернативы, кто сохраняет жизнеспособность этих альтернативных решений и их самих для возможного будущего использования лицами, принимающими решения.

44: В появлении инноваций велика роль изобретателей, адапторов, антрепренеров политик, брокеров, инкубаторов. Это люди, которые специализируются в обществе на задачах игры с идеями и выпусканием их в воздух: профессора, эксперты групп интересов

45: Полсби пишет, что это не всегда интелектуалы Иногда они не делали ничего кроме как творчески заимствовали нечто из повседневного опыта, что было просто недоступно для обычных политиков и бюрократов в их ежедневной текучке. Этот опыт часто принадлежит к другим странам, поэтому для развития социальной политики крайне важно наличие нескольких человек, которые черпают вдохновение из того или иного или иного зарубежного опыта.

46: Вторая работа – Вильяма Гвина о появлении института Омбудсмана в Англии Gwyn, Willam B. Ombudsman Policy Innovation in the English-speaking world. (Research Report – Institute of Governmental Studies, Univ. of California; 80-2) – Berkeley: Univ. of California, 1980. – 51 p.

47: Обстоятельства появления и развития политических (policy) инноваций: Каковы условия, при которых некоторые люди предлагают «политики», не известные ранее в этой политической системе? Имеют ли эти инноваторы характеристики, отличные от остальных людей этого общества? Как предложение инновации зависит от конкретной индивидуальной истории ее создания?

48: Обстоятельства появления инноваций Как адаптация инновации лицами, принимающими решение, зависит от способа предложения? Каково взаимоотношение между конкретным временем предложения инновации и ее принятием соответствующими ЛПР?

49: В работе детально показано Как для появления института омбудсмана в Великобритании было использовано «окно возможностей», появившееся в стране в середине 60-х годов Создание института контроля как «фишка» предвыборной программы лейбористов под руководством Гарольда Вильсона

50: Условия для успешного внедрения инновационной практики в общественно-политической жизни: 1. Восприятие социальной потребности 2. Приговор, признание существующей политики (public policies) как неадекватно удовлетворяющей социальной потребности.

51: Условия для внедрения-2 3. Осведомленность о политической институте или практике (public policy), не предлагавшейся до этого в политической системе 4. Признание инновации как эффективного средства для удовлетворения потребности при некоторых условиях 5. Признание, что эти условия существуют в данном обществе

52: Условия для внедрения-3 6. Признание, что инновация предпочтительна или совместима с иными релевантными политиками (policies) 7. Сообщение об инновации другим для ее обсуждения Последовательность м. б. и иной. Условия 3 и 4 могут возникнуть первыми и повлиять на возникновение 1-го, 2-го и 5-го условий.

53: Условия для внедрения

54: 3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РФ (ОПЫТ СПБ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЯ)

55: Омбудсман - это: Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

56: Основные функции Омбудсмана Содействие более эффективной работе власти Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав Реализация функции посредника, моста между обществом и властью Реализация функции внесудебного расследования

57: Краткая история появления и самоорганизации Самые первые: 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч. Б. Газизов 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В. В. Машков 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В. Н. Осин

58: Ч. Б. Газизов

59: 1997 г. : начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ По развитию института УПЧ Совместно с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят 30. 12. 1997 г.

60: Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы) 1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь. Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь. 1999 г. : Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск 2000 г. : Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск

61: Семинар в Светлогорске, Калининградская область, декабрь 2000 г.

62: Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ 2001 г. : Саратов, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область 2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск 2003 г. – Владивосток, Кемерово

63: 2001 – Красноярск 2002 - Владивосток

64: Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ) 1. Начало обсуждения идеи УПЧ 2. Разрабатывается законопроект 3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе 4. . Подписание закона губернатором 5. Избрание Уполномоченного 6. Формирование аппарата УПЧ и Советов 7. Начало работы, подготовка Докладов. 8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов 9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ

65:

66: 2001

67: 2009-2010

Скачать презентацию


MirPpt.ru