1: И. С. Бах Вокально-хоровое творчество Преобладающая область творчества
3: жанры Духовные кантаты (200); Светские кантаты (в т. ч. «Кофейная», «Крестьянская»); Мессы (в т. ч. Высокая месса h-moll); Оратории, в том числе: Пассионы (Страсти) – по Матфею, Иоанну, Марку; Магнификат; «Рождественская»; «Пасхальная»; «На Вознесение»; «Реформационная». Хоралы; Мотеты.
5: Messe in h-moll (1733-1738) Глубокая философская лирика воплощена через молитвенный текст. Все помыслы обращены к Богу, нет отвлечений к явлениям окружающей жизни. Многогранный мир образов – скорбь, мужество и сфера ликования, радости, которые вступают во взаимодействие, обуславливая единство идея произведения. Композиция – 24 номера (хоры, арии, дуэты).
6: «Matthäus Passion» (1729) Особенности жанра Содержание. Страсти (ит. Пассионы). «Страсти» - страдание, муки. Род оратории (крупное вокально-инструментальное произведение – для хора, солистов и оркестра) на сюжет Евангелия, где идет повествование о страданиях Христа, его последних днях. Евангелие (Новый завет) – рождение, жизнь, учение и муки Христа. Поэтическая основа: 1) «Мадигальный текст» (либретто Пиканедера); 2) библейские тексты (Евангелие от Матфея, главы 26,27); песенный текст (строфы немецких хоралов). «Страсти» И. С. Баха - эпопея, в которой передается столкновение различных борющихся групп, страдания и скорбь народа, великое подвижничество героя. За всеми этими сценами слышится голос автора, сострадающего и размышляющего о происходящем. Бах истолковывает сюжет Евангелия как художник-мыслитель: раскрывает в нем вечные и волнующие людей проблемы добра и зла, справедливости, нравственного подвига. Скорбный мир Страстей не оставляет чувства безысходности, свет проникает даже в музыку, раскрывающую глубокое страдание– любовь к человеку способна победить смерть.
7: Особенности Страстей по Матфею И. С. Баха Драматургия: исключительно сложная и многоплановая. Она сочетает в себе три плана, которые переплетаются, дополняя друг друга: 1) повествовательный (рассказ Евангелиста); 2) драматический, действенный (реплики и голоса вторгаются в повествование Евангелиста); 3) лирический (в определенные моменты развитие приостанавливается, чтобы дать выход накопившемуся чувству – здесь музыка является средством лирического обобщения происходящего действия). Чувства носят обобщенный характер и высказываются устами безымянных солистов. Хоры, арии и речитативы.
8: 1 Kommt, ihr Toechter, helft mir klagen; 21 Erkenne mich, mein Hueter; 26 Ich will bei meinem Jesu wachen; 47 Erbarme dich, mein Gott; 78 Wir setzenuns mit Traenen niede.