Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 38 Слайд 39
1: Лес – природное сообщество Учитель начальных классов МОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа» Конашева Нина Николаевна
2: Главная задача урока ответить на вопрос: «Почему так называют лес?»
3: Содержание: Презентация учителя (слайды1-14, 34-39) Презентации учащихся: 1 группа (слайды 16 – 22) 2 группа (слайды 23 – 27) 3 группа (слайды 28 – 33) Значение леса в жизни человека и охрана его (слайды 34- 38)
4: План изучения сообщества: 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Как связаны между собой организмы в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Охрана сообщества.
5: Ход урока: Рассказ учителя. Вы все бывали в лесу. А замечали ли вы в лесу лесные» этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса требуется его меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.
7: Вопросы и задания классу: Какие растения разных ярусов вы видели в лесу? Назовите. Определите, к какому ярусу относятся эти растения? (слайды 7, 8, 9, 10, 11)
12: Животные, обитающие в лесу.
13: Работа с учащимися: Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе. Почему? В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни? Назовите 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу. Чем же является лес для животных?
14: Вывод: «Лес – это дом для животных, здесь они живут и питаются. »
15: Самостоятельные исследовательские работы учащихся. Учащиеся делятся на три группы: 1 – ая группа исследует проблему: нужны ли лесу грибы? 2- ая группа работает над проблемой: как в лесу складывается природное равновесие. 3 – я группа исследует значение лесной подстилки и микробов в жизни леса.
16: Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»
17: Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»
18: Ход исследования: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые мы видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
19: В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.
20: Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор. Грибы очень нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор.
21: Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
22: Вывод: «Грибы необходимы для леса. »
23: Проблемный вопрос: «Как в лесу складывается природное равновесие?»
24: Гипотеза:
25: Ход исследования: Мыши приносят огромное потомство. Они поедают много плодов и семян деревьев. Эти зверьки могут уничтожить все будущие растения. В результате могут погибнуть другие животные. Нарушение цепи питания влечёт за собой гибель леса
26: В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей
27: Вывод: «Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу»
28: Проблемный вопрос: «Что такое лесная подстилка и нужна ли она лесу?»
29: Гипотеза:
30: Ход исследования: Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.
31: Опыт учёных Учёные проделали опыт: в два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были микробы, насекомые и их личинки, а в другом - только микробы. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранилась довольно долго.
32: Лесная подстилка- дом для животных Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.
33: Вывод: Лесная подстилка обогащает лес перегноем, служит домом для животных, поэтому необходима лесу
34: Работа класса с учителем: - А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске. Значение леса: дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоёмов и почв; место для отдыха человека; источник ягод, грибов, лекарственных растений; источник древесины.
35: Охрана леса Лес имеет огромное значение для человека, поэтому его нужно беречь и охранять. Какие правила нужно соблюдать в лесу? Что вы можете сделать для охраны леса?
37: Рефлексия: Почему же лес называют природным сообществом?
38: Ответ учащихся: Обитатели леса – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой, поэтому лес называют природным сообществом.
39: Использованная литература 1. Учебник А. А. Плешакова Природоведение 4 класс Детская энциклопедия «Я познаю мир» Электронно- наглядное пособие «Природа России» Материалы из интернета:www. admhmao. ru/obsved/priroda/griby. htm, fishercity. narod. ru/grib/grib1. htm - 44k www. greenforest. ru/ - 30k nsc. 1september. ru/articlef. php?ID200501205