Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

Скачать презентацию на тему: "Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ" с количеством слайдов в размере 19 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

1: Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г. Нурлат Республики Татарстан Газизова Алсу Минталиповна

2: Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи Цель: познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей.

3: Материал для наблюдения

4: Ответим на вопросы: Чем отличаются эти отрывки? (первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные) Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте своё мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события. )

5: Слово учителя (теоретический материал). Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.

6: Синонимия даёт говорящему свободу выбора языковых средств. Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, анализируя текст из «Капитанской дочки» и вариант этого текста. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественности ситуации, близости грамматических значений синтаксических конструкций, близости лексического состава. Одним из основных типов синтаксической синонимии является синонимия простых и сложных предложений. Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.

7: Упражнение 1. Сравните два отрывка из книги А. Грешневикова «Дом под кронами». 1. Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве: Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли. Голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка. Брат научил меня стрелять. Охота моя заканчивалась нередко удачей, потому что я часто добывал доступных ворон, сорок. Ели тогда всё. С вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, просили дать им ворону или сороку. В девятом классе добыл волка. С природой я знакомился по-настоящему, сурово. И, конечно, воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.

8: Ответим на вопросы: Что выступает в этих текстах в качестве синонимов? (простые и сложные предложения) Чем второй текст отличается от первого по смыслу? (В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве. )

9: Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми. Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями. Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны. (Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно). Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. (Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться. ) Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. (Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей. )

10: Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях. Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)

11: Упражнение 3. Прочитайте стихотворение И. С. Никитина«Ночлег в деревне»: Определите тип простых предложений, употреблённых в нём. (номинативные) Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.

12: (Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете. )

13: - Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки? (У И. С. Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны. )

14: Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их. Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба. 2) Замените простые предложения сложными. а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

15: 3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми: а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль. 4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения. Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

16: Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной информации как способа сжатия текста Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.

17: Задание 2: используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

18: Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст. Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения. 1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым. а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить. б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

19: 2) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач. а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное. б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии. 3) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций. а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс. б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Скачать презентацию


MirPpt.ru