Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент

Скачать презентацию на тему: "Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент" с количеством слайдов в размере 41 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент

1: Медицинское интервью и базовые коммуникационные навыки во взаимодействии врач-пациент.

2: Медицинское интервью – любое сколь-либо продолжительное общение врача со своим пациентом.

3: Цель интервью получить необходимую, достаточную информацию о пациенте для установления верного диагноза и назначения адекватного лечения.

4: Что нужно врачу? – контакт с пациентом и информация.

5:

6: Интервью Свободное интервью Стандартизированное интервью

7: Свободное интервью является хорошим способом достижения релаксации, которая возникает в результате откровенного разговора с врачом. Свободное интервью является хорошим способом достижения релаксации, которая возникает в результате откровенного разговора с врачом. Недостатком свободного интервью является его продолжительность частая противоречивость высказываний пациента.

8: Стандартизированное интервью по времени может быть очень кратким, но информативным. Его недостатками являются: частое нарушение эмоционального контакта с пациентом, включение у пациента механизмов психологической защиты, осложняющих доверительное общение с врачом, чувство неудовлетворенности после визита к врачу.

9: Три блока интервью : 1. Встреча и знакомство. 2. Сбор информации. 3. Подведение итогов и закрытие интервью.

10: Цель 1 блока налаживание контакта с пациентом, создание доброжелательной атмосферы, формирование у больного впечатления, что врач хочет и может ему помочь. Это довольно короткая по продолжительности фаза, она на 40 определяет дальнейший успех общения с больным.

11: Открытие интервью Приветствие пациента врачом. Оно должно соответствовать возрасту, социальному опыту пациента. Словесное приветствие должно подкрепляться невербальными средствами (пожатие руки, наклон тела в сторону пациента, кивок головы, улыбка). Представить себя пациенту Попросить пациента представиться и назвать себя Выяснить цели прихода пациента к врачу

12: Цель 2 блока сбор качественной, структурированной, полной и понятной информации о заболевании пациента (сюда включается и осмотр); выяснение цели визита к врачу.

13: Навыки сбора информации Баланс открытых, закрытых и других вопросов. Способность врача к прояснению и обобщению высказываний пациента. Навыки активного и недирективного слушания. Правильное использование пауз и молчания. Выяснение проблем пациента и его ожиданий.

14: Открытые вопросы Вопросы, на которые нельзя ответить коротко и односложно. Дают пациенту возможность рассказать, описать и объяснить своими словами. Часто начинаются с «Как?», «Когда?», «Где?», «Что?», «Почему?» . Данные вопросы задаются с целью получения дополнительных сведений, выяснения мотивов и позиций собеседников.

15: Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они : позволяют сокращать и структурировать беседу; требуют гораздо меньше времени на выслушивание ответов; полезны в общении с многословными, несобранными, излишне эмоциональными больными; используются в тех случаях, когда необходимо быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности; используются для завершения беседы.

16:

17: Побуждающие вопросы Имеют цель выявление отношений, чувств и переживаний пациента; Используются при установлении достаточной степени доверительности. «Хотелось бы подробней узнать о …», «Не могли бы Вы подробней рассказать о своих ощущениях во время приступа…», «Не могли бы Вы объяснить мне…»

18: Переломные вопросы. Задаются в тех случаях, когда уже получено достаточно информации по одной проблеме и есть необходимость «переключиться» на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между партнерами по общению.

19: Зеркальные вопросы вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения только что произнесенной собеседником для того, чтобы заставить его «увидеть» свое утверждение как бы со стороны.

20: Наводящие вопросы Предполагают определенный ответ и подталкивают к нему пациента . Встречаются у врачей с авторитарным стилем общения. Эти вопросы нежелательны, особенно в начале интервью. Нельзя их часто использовать , особенно один за другим.

21: Постоянное уточнение, прояснение и обобщение Цель: сделать ясным как для врача так и для пациента того, что было сказано. Уточнение смысла, который пациент вкладывал в то или иное слово. Задавать дополнительные открытые вопросы. Перефразировать высказывания пациента. Врачу нельзя стесняться показывать, что он что-то не понял или не расслышал. Необходимо обобщать, подводить итоги того, что было выяснено в ходе интервью.

22: Слушание это активный процесс; предполагает желание услышать собеседника; требует внимания к собеседнику; предполагает взаимную ответственность партнеров за общение; требует определенных навыков; оно должно быть безоценочным, недирективным .

23: Вербальные и невербальные средства демонстрации активного слушания паравербальные сигналы и междометия, выражающие согласие («понял», «продолжайте», «так», «угу», «ага» и т. п. ); периодическое повторение слов , произнесенных пациентом; подстраивание врачом своего голоса под тон и громкость голоса пациента. «Отзеркаливание», когда врач ненавязчиво копирует, повторяет позы, жесты , интонации и слова собеседника.

24: Виды слушания 1. Плохое слушание - такое слушание, когда говорящему создаются определенные помехи, затрудняется процесс говорения. Оно оказывает разрушительное воздействие на общение. 2. Отсутствие слушания ( усталость, нежелание слушать). 3. Нерефлексивное слушание 4. Рефлексивное слушание 5. Эмпатическое слушание

25: Нерефлексивное слушание внимательное молчание, когда не вмешиваются в речь говорящего с замечаниями. Может быть выражено понимание с помощью различных невербальных проявлений. Ответы должны быть сведены к минимуму типа: «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т. д.

26: Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений; предполагает объективную обратную связь; применяется для подтверждения понимания сообщения говорящего. Цель рефлексивного слушания - как можно точнее осознать и передать чувства говорящего.

27: Эмпатическое слушание Его цель: уловить эмоциональную окраску идей и их значение для другого человека, проникнуть в систему его внутренних ценностей понять какие чувства он при этом испытывает.

28: Приемы правильного слушания Необходимо быть внимательным. Нужно сосредоточиться на том, что говорит собеседник. Необходимо особое внимание уделять не только словам говорящего, но чувствам и эмоциям, которые он испытывает и проявляет. Очень важно наблюдать за невербальными сигналами говорящего. Нужно придерживаться одобрительной установки по отношению к собеседнику. В ходе слушания надо стараться выразить понимание говорящему. Необходимо прислушиваться к самому себе. Необходимо отвечать на просьбы соответствующими действиями.

29: Обычная реакция человека на то, что его слушают Чувство, что его понимают Желание еще поговорить Симпатия к врачу Открытость Чувство, что его принимают Чувство, что его уважают Желание поддерживать контакт

30: Прояснение проблем пациента и его ожидания от консультации Выяснение причин обращения пациента к врачу

31: Цели и причины обращения пациента к врачу хронические болезни: посещение врача для наблюдения, оценки и моральной поддержки; консультация: от врача нужен только совет или непредвзятое мнение по какому- либо поводу; получение какой – либо выгоды от визита к врачу: больничный лист, использование врачебного заключения в тяжбах и пр. ; получение эмоциональной поддержки – это потребность поговорить о себе и быть выслушанным, поделиться страхом перед смертельной болезнью, преодолеть чувство одиночества.

32: Цель 3 блока подведение итогов интервью, заполнение всех оставшихся пробелов, установление диагноза, выбор плана дальнейшего обследования, назначение лечения и т. д. либо при неясности направление на обследование.

33: Невербальные сигналы для правильного закрытия интервью Изменение позы Прекращение демонстрации активного слушания Увеличение дистанции общения Закрытие записи

34: Вербальные сигналы закрытия интервью Использование слов «и так», «таким образом», «подводя итоги»

35: Краеугольным камнем хороших взаимоотношений «врач-пациент» является атмосфера сотрудничества.

36: Помните: это – танец, это - не борьба

37: Основные компоненты сотрудничества Поддержка - врач стремится быть полезным пациенту. Понимание - поведение врача, при котором пациент уверен, что его жалобы услышаны и обдумываются врачом. Уважение - признание ценности пациента как личности и значимости его проблем. Сочувствие (эмпатия) – умение поставить себя на место пациента, взглянуть на мир его глазами.

38: Модели поведения врача в общении с пациентом Подойдя к двери палаты, обязательно постучите, даже если дверь открыта. Заходите после ответа, либо через 2-3 секунды после стука, но не сразу. Зайдя в палату, поздоровайтесь со всеми присутствующими одним общим приветствием: «Здравствуйте». Если вы уже знаете пациента, идите к нему. Если нет, спросите: «Подскажите, пожалуйста, где лежит пациент …», либо: «Мне нужен пациент . . . », а потом идите к нему. Передвигайтесь по палате без суетливости, лучше сделайте это медленно, чем в спешке. Это позволит вам сконцентрироваться на следующих этапах общения и сформирует о вас мнение, как об уверенном в себе человеке. Ваши руки должны быть на виду, а не в карманах; в крайнем случае, сцепите пальцы в замок перед собой. Подойдя к пациенту, поздоровайтесь с ним персонально. Присядьте, если рядом есть стул. Можно с добавлением вежливого: «Разрешите», если пациент напряжен, недоверчив. Но в обычной ситуации такая вежливость избыточна. Садиться следует на расстоянии 1-1,2 м, под углом 60-90 градусов.

39: Если стула нет, лучше попросить пациента побеседовать с вами в другом месте (коридор, ординаторская). На постель садиться не рекомендуется – это фиксированная территория. Только, если пациент не может или не хочет перемещаться и сам предлагает вам присесть на постель, можете сесть ближе к краю на расстояние не менее 1 метра от его головы. Если стула нет, лучше попросить пациента побеседовать с вами в другом месте (коридор, ординаторская). На постель садиться не рекомендуется – это фиксированная территория. Только, если пациент не может или не хочет перемещаться и сам предлагает вам присесть на постель, можете сесть ближе к краю на расстояние не менее 1 метра от его головы. Если вы пришли к пациенту, который не может присесть на постель, то это значит, что его состояние не позволяет вести долгий опрос. В этом случае можно вести беседу, стоя сбоку, параллельно пациенту, на расстоянии 1-1,2 метра от его головы, слегка наклонившись вперед. Никогда не спрашивайте разрешения сесть на постель сами, врачу не откажут, но это будет воспринято как агрессия. Если у вас с пациентом хороший контакт и он испытывает к вам уважение, то сделает это сам.

40: Дистанцию общения можно сокращать, если: а) пациент плохо слышит, б) пациент – ребенок (но не подросток), в) для достижения конфиденциальности в присутствии посторонних, г) пациент сам стремиться ее сократить придвигаясь, наклоняясь вперед (за исключением случаев фамильярности, неуважения, сексуального интереса к врачу). Сокращая дистанцию, прокомментируйте это: «Давайте я сяду поближе, если вы не против», «Если хотите, я могу сесть ближе». Дистанцию общения можно сокращать, если: а) пациент плохо слышит, б) пациент – ребенок (но не подросток), в) для достижения конфиденциальности в присутствии посторонних, г) пациент сам стремиться ее сократить придвигаясь, наклоняясь вперед (за исключением случаев фамильярности, неуважения, сексуального интереса к врачу). Сокращая дистанцию, прокомментируйте это: «Давайте я сяду поближе, если вы не против», «Если хотите, я могу сесть ближе». Прикосновение к пациенту вне физикального обследования – вопрос индивидуальный и зависит от вашего умения читать эмоциональное состояние пациента, возраста пациента и врача. Если пациент вам знаком, найдите немного времени и задайте ему какие-нибудь общие вопросы: «Как поживаете?», «Как настроение?».

41: Рукопожатие между врачом и пациентом в целом не принято, но здесь следует обращать внимание на ситуацию, степень знакомства, пол, возраст, социальное положение и привычки пациента. Пожимайте протянутую вам руку. Рукопожатие между врачом и пациентом в целом не принято, но здесь следует обращать внимание на ситуацию, степень знакомства, пол, возраст, социальное положение и привычки пациента. Пожимайте протянутую вам руку. Знакомство начинается с представления: «Давайте познакомимся. Я - помощник вашего лечащего врача; он поручил мне (направил меня) узнать о вашем самочувствии (измерить ваше давление), (провести обследование). Меня зовут …»

Скачать презентацию


MirPpt.ru