1: Новорожденность и младенчество
2: Новорожденный ребенок (от 0 до 1 мес)
3: Период новорожденности - это период с момента рождения до одного месяца. Период новорожденности - это период с момента рождения до одного месяца. Социальная ситуация развития определяется полной зависимостью от ухаживающего за младенцем взрослого. Ведущий вид деятельности – физиологические отправления. Личностные новообразования –способность активно бодрствовать, появление перцептивной памяти. Первый критический период развития ребёнка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.
4: Акт рождения – переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Многие физиологические системы начинают работать заново. Ребёнок беспомощен в момент рождения, у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Приспособиться к новым для него условиям ребёнку помогает наследственно закреплённые безусловные рефлексы: пищевые, защитные и ориентировочные. Атавистические рефлексы (Рефлекс Робинзона – "автоматическая походка") вскоре исчезают. Им на смену приходят (уже в первые 10 дней жизни) условные рефлексы. Акт рождения – переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Многие физиологические системы начинают работать заново. Ребёнок беспомощен в момент рождения, у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Приспособиться к новым для него условиям ребёнку помогает наследственно закреплённые безусловные рефлексы: пищевые, защитные и ориентировочные. Атавистические рефлексы (Рефлекс Робинзона – "автоматическая походка") вскоре исчезают. Им на смену приходят (уже в первые 10 дней жизни) условные рефлексы.
5: Новорожденность – период времени, когда ребёнок отдалён от матери физически, но связан с ней физиологически. У новорожденных нет поведения, так как отсутствует ориентировка. Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности: потребности в получении новых впечатлений, в движении, в общении со взрослыми, на их основе осуществляется психическое развитие. Ведущий вид деятельности – непосредственно – эмоциональное общение. Новорожденность – период времени, когда ребёнок отдалён от матери физически, но связан с ней физиологически. У новорожденных нет поведения, так как отсутствует ориентировка. Основная особенность новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют своё ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности: потребности в получении новых впечатлений, в движении, в общении со взрослыми, на их основе осуществляется психическое развитие. Ведущий вид деятельности – непосредственно – эмоциональное общение.
6: Первый объект длительного сосредоточения – человеческое лицо. Зрительное и слуховое сосредоточение – физиологический критерий конца новорожденности, основа развития ориентировочного рефлекса. Из сосредоточения на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода – комплекс оживления. Первый объект длительного сосредоточения – человеческое лицо. Зрительное и слуховое сосредоточение – физиологический критерий конца новорожденности, основа развития ориентировочного рефлекса. Из сосредоточения на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода – комплекс оживления. Комплекс оживления – эмоциональная реакция на взрослого, сопровождаемая хаотичными движениями и звуками, это первый акт общения и поведения. Возникновения комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчества.
7: Период младенчества длится приблизительно с одного месяца до одного года. Социальная ситуация психического развития ребёнка этого возраста – ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого, ситуация "МЫ", ситуация комфорта. В случае неудовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка можно говорить о психической депривации – психическом состоянии, возникающем при понижении количества сенсорных стимулов (сенсорная), эмоциональных (эмоциональная) депривация. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает неблагоприятное воздействие на все последующие психическое развитие ребёнка. События первого года жизни (по Э. Эриксону) формирует у ребёнка "основу доверия" или недоверия в отношении внешнего мира.
8: Тяжёлые последствия недостатков общения в младенческом возрасте (задержка психического развития, недостатки эмоционально-волевой сферы и т. д. ) получили название госпитализма. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками – первые симптомы эмоционального неблагополучия ребёнка. Тяжёлые последствия недостатков общения в младенческом возрасте (задержка психического развития, недостатки эмоционально-волевой сферы и т. д. ) получили название госпитализма. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками – первые симптомы эмоционального неблагополучия ребёнка. Таким образом, ведущая деятельность в маденчестве - эмоциональное общение. Период младенчества состоит из 2-х подпериодов: 1 подпериод – до 5 –6 месяцев –интенсивное развитие сенсорных систем, голосовых реакций и артикуляционного аппарата, 2 подпериод – от 5-6 месяцев до 12 месяцев – появление хватательных движений и манипулирования с предметами.
9: Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Восприятие приобретает предметность и константность. Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Восприятие приобретает предметность и константность. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти: первым –является узнавание, к 8 месяцам – воспроизведение. Манипулирование предметами способствует развитию интеллекта ребёнка. Ориентировочные рефлексы младенца перерастают в любознательность. Важным новообразованием этого возраста является появление первого слова, носящего характер указательного жеста. Речь в младенчестве носит переходный характер, она ситуативна, автономна, эмоционально окрашена и понятна только близким.
10: Акт хватания – первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания. Акт хватания – первое организованное, направленное действие, поведенческий акт, способствующий превращению руки в орган осязания. Хватание связано с возникновением предметного восприятия, оно стимулирует указательный жест, – предметно соотнесённый и содержащий в себе зародыш слова. Этот жест сначала понимается другими и позже становится для самого ребёнка указанием. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действии рук в план зрительного восприятия.
11: ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 1 месяц Возникновение первых спонтанных вокализаций. Особые звуки при ощущении комфорта или дискомфорта. Крик на одной ноте. Простые звуки типа: а-а, у-у, э-э. 2 месяца Беспорядочные крики – жалобы. Подражание звуковым символам. 3 месяца Короткое гуканье. Использование спонтанных вокализаций в "разговоре" со взрослым. Играет со звуками. 4 месяца Гуканье в ответ на ласковую речь близких. Певучее гуление (звучание криков ближе к а, о, э, ы, реже и, м, б, п, д ). Различает высказывания взрослых по интонации.
12: 5 месяцев 5 месяцев Подолгу певуче гулит. Овладение смехом, плачем. 6 месяцев Исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми. Ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику. Переход к лепету как шаг к развитию активной речи. Повторение простых слогов. Связывает воспринимаемый предмет с его именем. 7 месяцев Хорошо лепечет. Вокализация при манипуляциях. Пользуется "псевдословами" – сочетанием звуков, которые выполняют номинативную, или сигнальную функцию и ещё не обладает постоянными обобщенными значениями. "Псевдослова" приобретают предметную соотнесённость. 8 месяцев Произносит звуки, а затем и целые слова (односложные, типа "баба", "мама") по заданному взрослыми образцу. Выполняет простые движения по словесной инструкции
13: 9 месяцев 9 месяцев Подражает слогам, которые имеются в лепете. Период лепетных слов по форме близок к звуковой форме слов родного языка. 10 месяцев Выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями. Повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. Наряду с эмоционально-тестовым и речевым общением наблюдается предметное общение. 11 месяцев Начинает переход от дофонемной к фонемной речи. Употребляет первые слова, например: "ав-ав", "дай". 12 месяцев Легко подражает новым словам. Воссоздаёт правильную структуру употребления отдельных слов (па-па, ма-ма). Произносит несколько слов. Увеличивается запас понимаемых слов (до 10-20 слов).
14: Переходный период между младенчеством и ранним детством – кризис 1 года. Он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жестов, мимики или неудовлетворением его потребностей. Переходный период между младенчеством и ранним детством – кризис 1 года. Он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жестов, мимики или неудовлетворением его потребностей. Итак, годовалый ребёнок, вступая в новый период – раннее детство, уже многое может. Он ходит или пытается ходить, выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи взрослых; начинает говорить. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка в первую очередь основывается на потребности в общении с взрослым – центральным образованием данного возрастного периода.
15: ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С РОЖДЕНИЯ ДО ОДНОГО ГОДА.
23: Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов: Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов: Выделите основные достижения психического развития ребенка к концу первого года жизни? Какова роль общения младенца со взрослым? В чем сущность кризиса новорожденности и кризиса одного года жизни? Покажите, как меняется сенсомоторное, двигательное и эмоциональное развитие на протяжении первого года жизни. Охарактеризуйте роль и значение комплекса оживления, хватания и указательного жеста для дальнейшего психофизического и психического развития младенца. Как следует организовывать взаимодействие с ребенком, чтобы способствовать развитию у него рече - мыслительной деятельности и не допускать психической депривации? По каким признакам можно судить о недостатках эмоционального контакта с ребенком первого года жизни