1: Осложненное предложение Предложения с однородными членами Задачи: 1. Развить и закрепить понятие о сочинительных союзах при однородных членах предложения 2. Формировать пунктуационный навык 3. Использование данного типа предложений в речи
2: 1. Однородными являются одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос: что делает? 1. Шумит, бушует непогода. (Что происходит с непогодой?) 2. Вот темный, темный сад. 3. И стар и млад приняли участие в посадке деревьев.
3: 2. Однородные члены предложения равноправны и независимы друг от друга Ни один из них не подчиняется другому. Это значит, что однородные члены предложения связаны между собой сочинительной связью и в составе предложения выступают как одно звено: . . . светло и нежно небо светит.
4: Задание: Какую работу выполняют союзы в предложениях? 1. Весна то снег рукой бросает то мелкий дождик посылает. 2. Отзвенела капель и просохла земля. 3. Пришла весна а тепла не принесла.
5: 3. Сочинительная связь между однородными членами выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов и, а, но, или, да; не только —но и; либо и др. : Выразительно прочитайте предложения: Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой. Там лес и дол видений полны. . .
6: 4. Однородные члены предложения на письме разделяются запятой. Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и). Если же эти союзы повторяются (их два и больше), между однородными членами ставится запятая: В ночной степи ни тропок, ни дорог. . . ( ни 0, ни 0 ) Тропинка извилистая и скользкая, и каменистая.
7: Задание: Расставить знаки препинания в предложениях. 1. У мамы самые добрые и ласковые и нежные руки. 2. У мамы не только доброе но и чуткое сердце. 3. Твоя любовь к матери делает твою жизнь как радостной так и светлой.
8: Тест 1. Какой союз вы вставите в предложение? А)На смелого собака лает ( )трусливого кусает. Б)Месяц светит ( )не греет. В)Туча прошла ( )дождя не принесла. 2. Что соединяют союзы в данных предложениях? А)И песни и сказки и былины в глубокой древности сочиняли люди из народа. Б)Мудрые пословицы не только записывались но и передавались из уст в уста. В)Писатели черпали в русском языке народную мудрость и они сами обогащали его .
9: Творческое задание по группам: Составьте небольшой текст, используя в предложениях сочинительные союзы на тему: «Весна»
10: Домашнее задание: упр 338-339 РТ Спасибо за урок!