1: Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики. Выполнила студентка 1 курса группы юб01/1501: Бескина Виктория
2: Новая Конституция Франции не только отразила соотношение полит сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны. В первой послевоенной Конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Национальное собрание (НС) имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны, утверждало состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности. НС избиралось по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права абсолютным большинством голосов.
3: Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для НС. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась НС. Состав палаты должен был периодически обновляться. полномочия верхней палаты парламента сведены до минимума.
4: Главой гос-ва являлся президент Республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен ряда важных прерогатив – роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц. Любые акты президента требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.
5: Исполнительная власть – Совет министров во главе с председателем – осуществлял непосредственное государственное управление страной – под контролем нижней палаты. Назначение председателя совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны НС. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем НС.
6: Судебная власть: для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.
7: Реорганизация политического строя Франция не оправдала возложенных на нее задач. За 12 лет сменилось 45 правительств, было несколько длительных кризисов. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к управленческой деятельности оказалось неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.