Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3 презентация в формате PowerPoint - скачать бесплатно

Скачать презентацию на тему: "Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3" с количеством слайдов в размере 44 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Содержание [Показать]

Нажмите для просмотра
Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ. Лекция 3

1: Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ Лекция 3

2: Развитая флективность РЯ падежная форма выражается разными окончаниями (в парке, в лесу, в степи); падежная форма может иметь разные значения (читать книгу неделю; есть с другом кашу с маслом с удовольствием) 1 значение выражают разные падежные формы (в апреле, 10 марта, в четверг); 1 падеж употребляется с разными предлогами (в школу, за неделю, на месяц); 1 предлог может управлять разными падежами (с братом, с брата, с почты) расхождение форм и значений с системой родного яз.

3: Типы сочетаний Именные (словарь друга, старый друг); Глагольные (желать спать, идти обедать); Глагольно-именные (звонить другу, учиться с желанием) – самый сложный тип связи. Глагольное управление! Глаголы учить с управлением (завидовать – кому/чему, есть что – чем, состоять из чего/кого, в чем)

4: Факторы, влияющие на формирование предложно-падежных словосочетаний: грамматический: читать книгу – чтение книги, структурный: войти в, отойти от, дойти до, прийти в, на, к лексический: в сентябре – в понедельник; 10 марта структурно-семантический: писать с ошибками – писать красивым почерком, приезжайте на лето – приезжайте на следующее лето, сказать с улыбкой – улыбнуться грустной улыбкой.

5: работа ведется на всех этапах обучения РКИ НЭО – знакомство с формами и значениями; СЭО – систематизация грамматики – по значению (время, место, признак в РЯ можно выразить…) или форме (Род. п. имеет значения, употребляется с предлогами…). ПЭО – более сложный материал (синоним. , антонимия, стилистика конструкций).

6: НЭО: глагольный тип введения падежей Звонить, дать, сказать, помогать дат. п. (способствовать, препятствовать, мешать); увлекаться, заниматься, гулять с тв. п. (любоваться, возмущаться, гордиться) Синонимы: говорить громким голосом – громко, Антонимы: кофе с молоком – без молока У окна, около окна – у брата, около брата

7: Отбор и организация изучения предложно-падежной системы: - от легкого к трудному; - от изученного к незнакомому; - использовать активный, частотный материал; - сначала общее, потом частности: ПРИ 1)время (при Петре I, при социализме); 2)условие (при нагревании, при увеличении); 3) около, близко (при доме).

8: Порядок введения падежей: 6, 4, 2, 3, 5 (Овсиенко) 6, 4, 3, 2, 5 (Вагнер; Хавронина-Широченская) 4 неод. , 6, 2, 4 одуш. , 5, 3 (Хавронина – Харламова) «Начало»: 2 (откуда), принадлежность, определение; 4 (объект, куда, время), 6 (место, о чем); 3 (адресат, возраст); 5 (совместность, орудие) Чем определяется порядок введения? Дорога в Россию?

9: Дорога в Россию: Падежи (опережение) П. п. 8 (где: В - НА) (играть в футбол, в шахматы) В. п. 9 (кого-что) (смотреть футбол по телевизору, играть на компьютере) Куда – где (В. п. – П. п. ) 10 Р. п. 12 ( где – куда – откуда) Д. п. 13 Т. п. – 14 (кем – с кем) с чем (чем / оруд. – нет) 15 – повторение (с. 308 – 310)

10: II часть, значения падежей 1 – Основные значения П. п. (объект мысли и речи; место; время) 2 . В. п. 3 – Р. п. 4 – Д. п. 5 – т. п. 6 – склонение сущ. ( прилаг. , мест. ) во мн. ч.

11: 5-ый падеж (творительный) КЕМ? ЧЕМ? Стол, окно ОН, ОНО (1-я модель) - ОМ, -ЕМ; Мама, папа ОНА, ОН (2-я модель) - ОЙ/-ЕЙ (ОЮ/ЕЮ); Ночь, матьОНА (3-я модель) -ЬЮ Кем? Сын стал врачом (инженером, артистом, физиком). Отец работает учителем (юристом) Бабушка была певицей (учительницей) Сестра мечтает стать балериной (артисткой, музыкантом) Чем? Сяо Фэн пишет карандашом, а Цинь Вэй ручкой. Преподаватель пишет на доске мелом. Китайцы едят палочками. Суп нужно есть ложкой, а рыбу вилкой. Брат серьёзно занимается математикой (спортом, футболом). Олег увлекается компьютером (биологией, шахматами, Пушкиным). Поэт любуется ночью. Она интересуется театром (музыкой).

12: С КЕМ? (И, ВМЕСТЕ) Я готовил обед с мамой. Учил с другом. Внучка ходила в театр с бабушкой. Я иду с ним в кино. Ты знаком с Джоном? А с Таней? С кем ты разговариваешь? – С отцом. На улице я встретился с другом. Она гуляла в парке с собакой. С ЧЕМ? Гость пришёл с подарком (с цветами). (КАКОЙ?) По улице шли девушка с зонтиком и студент с книгой. Чай с лимоном. Кофе с молоком. Каша с маслом. Суп с мясом (рыбой). Салат с капустой. Карандаш с ластиком. Рубашка с карманом. Поздравляю с праздником! С днём рожденья! С приездом! С Новым годом! С интересом читаю новый журнал. С удовольствием (с радостью) знакомлюсь (иду в театр). Со страхом иду на экзамен.

13: ГДЕ? НАД чем? (кем?) Над Томском летит самолёт. ПОД чем? (кем?) Под улицей – метро, под домом – гараж. Под нами живут Ивановы. ПЕРЕД кем? Перед Олегом сидит Таня, перед Таней –Борис. ПЕРЕД чем? Перед университетом (почтой) растут цветы. ----Перед субботой – пятница, перед летом – весна, перед ночью – вечер. ЗА кем? Таня сидит за Борисом, за Таней – Олег. ЗА чем? За почтой расположен музей. За домом растёт дерево. ----За весной идёт лето, за летом – осень, за осенью – зима, а за зимой – снова весна.

14: НЭО, др. вариант: 1 концентр: вин. – прямой объект, место, время; род. – дата, мера, количество; 2 концентр: предл. изъяснительный (о чём?), род. – откуда; 3 концентр – дат. адресата, тв. – совместности; 4 концентр – род. – нет, у; дат. к, тв. – цели (за словарем, за подругой).

15: Кузьмина Е. С. РЯ быстро (инновационный УМК для интенсивного изучения РКИ на этапе довузовской подготовки). М. : РУДН, 2008. 149 с. Здесь же: описание курса, программа и электронный учебник. 9 уроков. 200-250 час. Инновационность: сознательно-коммуникативная направленность обучения; личностно-ориентированный подход; комплексное овладение видами речевой деятельности; учёт языка учащихся.

16: Базовая часть УМК, к нему (в эти 149 стр. ) книга для чтения «Занимательные тексты», глагольный минимум «501 русский глагол», сборник упражнений «Занимайся сам». 1 – 2 месяца занятий, для англоговорящих 800 слов, из них 160 глаголов. Для начинающих изучать РЯ или корректировочный курс для тех, кто недостаточно хорошо усвоил основы РЯ.

17: Содержание уроков 1. Я хочу говорить по-русски. Время глаголов; род, число. Структурная схема предложения с вопросами КТО? КАК? ГДЕ? ОТКУДА? 2. Я живу в Москве. Прош. вр. ГДЕ? ЧТО? СКОЛЬКО? СПП. 3. Я учусь в университете. Вид глаг. СПП – потому что. 4. Я учу РЯ. Буд. вр. Должен, должна, должны глаг. (писать, был писать, буду писать). СПП с КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ.

18: 5. Учебник РЯ. Понятие о падеже. Система русских падежей (все, все знач. ) 6. Погода в Москве. Части речи. Прилаг. . Мест. Вин. п. (кого – что), род. (чей), тв. – с кем/чем. СПП с ЕСЛИ. 7. Я хочу домой. Пр. п. (о чем), род. – когда, дат. – адресат. СПП – который, поэтому, чтобы.

19: 8. Они любят русскую литературу. Вин – одуш. и неод. Пр. п. – о чем, где, когда. Род. – с отрицан. , предлогами У, для… Дат. , тв. 9. Хороший рецепт. Количественные и порядковые числительные от 1 до 100. Систематизация всех падежей и их значений. Существительные, прилагательные и местоимения во всех падежах в единственном и множественном числе.

20: проблемы Когда давать прилагательные и местоимения? Вместе с падежами существительных или отдельно (одновременно или последовательно)? Когда давать мн. ч. ? Им. падеж. Когда употребляется? К каким конструкциям привлекать внимание?

21: В. Н. Вагнер После изучения вин. п. учащиеся неправильно заменяют им. п. винительным или вин. им-ым (на скамейке сидела "девушку", я читаю "книга"). : англофоны и франкофоны не сразу и не всегда ощущают различие подлежащего и прямого дополнения.

22: Обращать внимание на перевод Студент читает. The student is reading. Читает студент. It is a student who is reading. Картина висит справа. The picture is on the right. Справа висит картина. There is a picture on the right. Им. п. – через предл. п. : Врач работает в больнице (где?); На столе (что лежит?) лежит книга. !!! Мне нравится кто/что – Я люблю кого/что. Его (ее) зовут – Он (она) называется

23: Как вводить падежи? указывать на закономерности сочетания слов (движение требует цели – куда?, глаголы физического действия – объект, орудие, место…); - раскрывать семантику форм с помощью синонимов и антонимов; - разграничивать значение одинаковых форм (есть с другом кашу с маслом с удовольствием); вводить предложно-падежные сочетание в рамках определенных лексико-грамматических групп; активно вводить конструкции в речь; постепенно формировать представление о стилевых различиях конструкций: о друге - про друга; узнать от друга, из газет, у прохожего

24: Г. А. Битехтина, Н. Н. Луцкая. Предложное и беспредложное управление (для болгар). М. . 1960. 255 с. Род. без предлога 1)принадлежности (чей?) дом отца, планы сестры 2)определения (какой?) шум леса, звуки моря 3)объект действия после отглагольных сущ-ых: исследование Луны 4)носитель признака: доброта отца, хитрость лисы 5)объект после: полон, достоин, чужд: ведро полно воды 6)после сравнительной степени: выше дома 7)после количественных слов много, мало, стакан, метр, 5, 12… 8) объект при переходных глаголах с отрицанием: не читал книги 9)нет, не было, не будет 10)даты : третьего мая 2011 года 11)часть целого после переходных глаголов: купил хлеба и сметаны

25: глаголы Бояться Добиваться-добиться Достигать-достичь Ждать Желать-пожелать Избегать-избежать Касаться-коснуться Лишать-лишить Лишаться-лишиться Опасаться Остерегаться Просить-попросить Пугаться-испугаться Слушаться-послушаться Стесняться Стыдиться Требовать-потребовать Хотеть-захотеть

26: Род. с предлогами ДО: 1)предел а)пространства (до Киева) Б)времени (до субботы) В)количества (до 50 человек) 2)предшествование: до революции, до тебя ОТ: 1)начало (от окна, от 2 до 4) 2)источник действия (от матери) 3)причина (от усталости) 4)против (вакцина от гриппа, таблетки от головы) 5)дата (приказ от 5 сентября) защищать(ся), прятать(ся), скрыват(ся), отставать, зависеть, отказать(ся), отстранить(ся), отличить(ся), освободить(ся), удержать(ся)

27: ДЛЯ: 1)направление, в пользу (для тебя) 2)цель (для изучения) 3)назначение (альбом для рисования. Одежда для отдыха) ИЗ: 1)место исхода 2)источник сведений (из газет) 3)источник происхождения (он из дворян) 4)материал (дом из кирпича) 5)причина (из скромности) 6)часть из целого (один из нас)

28: ИЗ-ЗА: 1)место (из-под стола, из-под Киева) 2)предназначение – предмет, освобожденный от чего-то (пакет из-под сока) С: 1)место (с почты) 2)время (с 5 до 6) 3) причина (с горя) … перевести с русского на китайский, копия с картины, налоги с населения У: 1) возле, около (у стола, у моря) 2)Место нахождения (был у врача) 3)значение принадлежности (у меня) 4)источник происхождения : просить, отнять, взять, украсть (у брата книгу)

29: БЕЗ: 1)отсутствие (каша без масла, рубашка без карманов) без удовольствия; день без дождя НАКАНУНЕ перед (накануне Нового года) ПОСЛЕ (после дождя) СРЕДИ в середине (среди ночи, среди людей)

30: Дат. п. 1)адресат (писать Тане, говорить шкафу); 2)безличн. предложения (мне хочется, спортсменам собраться, детям нельзя (можно, нужно) давать спички; ему скучно, ей некуда (незачем, нечего) спешить; 3)верный (верен, благодарен, рад, подобен) дат. ; 4)возраст

31: глаголы Верить – поверить Возражать – возразить Вредить – навредить Дарить Желать Мешать Обещать Объяснять Помогать Принадлежать Радоваться Угрожать Сочувствовать

32: предлоги К берегу, к врачу; к 3-м часам, к вечеру; к сожалению (стыду, счастью); готовиться к экзамену (объект); ПО: по лесу, стучать по дереву; по субботам; учитель по русскому языку; всем по яблоку; по глупости; по указу Петра 1; Благодаря совету; вопреки, наперекор совету; навстречу шторму; согласно плану

33: Вин. п. В: в Крым; в 5 часов; в месяц; в 2 раза больше; НА: на Кавказ, на месяц; на 2 года старше; деньги на свадьбу; походить, сердиться, влиять, надеяться, жаловаться НА ЗА: за дверь; бороться за мир; хвалить за результаты; за друга; за год; за услугу; за 5 минут до звонка; ПОД: под стол; комната под библиотеку; под Новый год; под музыку; ПО: по июнь; по колено в воде (сыт по горло, влюбиться по уши); по грибы; С: с неделю; с дом; О: разбиться о скалы, о быт

34: Творит. п. С: я с другом, хлеб с маслом; дама с собачкой; с радостью; бороться, сражаться, воевать… НАД: над лесом; шутить, смеяться, работать, трудиться над; ПОД: мостом; ( под руководством, под знаменем, под впечатлением, под влиянием); ПЕРЕД: перед домом; перед едой; ЗА: за домом; за книгой; за обедом; кто за мной? За неимением времени следить, наблюдать, бежать, следовать, гнаться за; МЕЖДУ: Томском и Новосибирском; лекциями; (меж ними всё рождало споры);

35: Предл. п. В: доме; в январе; в горе; человек в очках; НА: на траве; на днях; на самолете; на скрипке; на людях; на моих глазах; ПРИ: при входе; при царе; при желании, при ветре; При свидетелях, говори при мне; О(б): фильм о спортсменах; ПО: по окончании, по завершении

36: упражнения Наблюдение (найти слова в данном падеже, определить значение падежной формы и предлога, задать вопрос) Вставить предлог, дописать окончание сущ. Ответить на вопросы, пересказать, составить свой рассказ Трансформирование конструкции: каменный дом – дом из камня; детская комната –; сибирский город -; золотое кольцо - ; длинноногое животное - …

37: Обобщение От формы – к значению; От значения – к форме Проблема – не только порядок падежей, их объяснение, но и ВЫБОР ПРЕДЛОГА: В столе – на столе, в руке – на руке (на мосту, стадионе, площади, на улице, юге) На уроке, экскурсии, выставке // почте, фабрике, заводе, кухне: в театре на концерте В – IN (в Лондоне), НА – ON (на острове), AT (в школе)

38: ПЭО (СЭО):Кузьмич И. П. , Лариохина Н. М. Падежи! Ах, падежи!. . (глаг. управл. ). М. , 2003. 187 с. Эмоц. отношение к лицу или событию (интересоваться, любоваться, гордиться…): -кто (возмущаться) чем – что (возмущать) кого Источник получения предмета или информации (просить, покупать, отбирать, красть…): -кто (выиграть) у кого - кто (проиграть) кому Ах, падежи! С. 21, упр. 26. 27 Состав предмета (состоять, входить в состав): что (содержать) что – что (содержаться) в чем Ах, пад. , упр. 46-52, с. 32-34

39: Дополните предложения Все обрадовались…. наступление тепла Профессор гордился… свои ученики Он серьезно увлекся моя сестра Я поражался его работоспособность Туристы любовались древний собор Она всегда завидует чужая удача

40: Подтвердите данные высказывания. Используйте глаголы с -СЯ Образец: Отца возмущает неумение сына постоять за себя. – Да, отец возмущается неумением сына …. 1. Всех восхищает терпение Ольги в обращении с детьми. 2. Ирину интересует история Италии 18 в. 3. Людмилу возмутило грубое поведение Игоря. 4. Артёма увлекла игра, и он забыл об обеде.

41: Дополните предложения, выбрав глагол. 1. (заинтересовать-заинтересоваться) Меня … статья о внеземных цивилизациях. Мой брат давно … этой проблемой. 2. (возмутить –возмутиться) Всех … бесцеремонность человека, случайно попавшего в наше общество.

42: Литература См. лекцию Аркадьева О. М. Употребление падежей в речи /НЭО/. М. :МГУ, 1976. 149с. Вабов К. Изучение русской падежной системы в болгарской школе. -София, 1976,-70с. Фахер Бланш. Обучение русской падежной системе арабоговорящих учащихся на начальном этапе. КД. М. , 1986. (л-ра упражн. )

43: Практика (есть на www. twirpx. com Прокопович Н. Н. , Дерибас Л. А. , Прокопович Е. Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М. : Русский язык, 1981. - 189 с. Всеволодова М. В. , Потапова Г. Б. Способы выражения временных отношений М. : Издательство МГУ, 1973. - 249 с. Андреева-Георг В. П. , Толмачева В. Д. Русский глагол. Предложное и беспредложное управление. М. :"Русский язык", 1982. - 425 с.

44: д/з: местоимения Подумать (вспомнить): какие местоим. и в связи с чем требуют внимания? Дорога в Россию. Какие, в каком порядке? Вагнер. С. 97 – 113. Остапенко: с. 63 – 74.

Скачать презентацию


MirPpt.ru