Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 Слайд 35 Слайд 36 Слайд 37 Слайд 38 Слайд 39 Слайд 40 Слайд 41 Слайд 42 Слайд 43 Слайд 44
1: Основные трудности в усвоении предложно-падежной системы РЯ Лекция 3
2: Развитая флективность РЯ падежная форма выражается разными окончаниями (в парке, в лесу, в степи); падежная форма может иметь разные значения (читать книгу неделю; есть с другом кашу с маслом с удовольствием) 1 значение выражают разные падежные формы (в апреле, 10 марта, в четверг); 1 падеж употребляется с разными предлогами (в школу, за неделю, на месяц); 1 предлог может управлять разными падежами (с братом, с брата, с почты) расхождение форм и значений с системой родного яз.
3: Типы сочетаний Именные (словарь друга, старый друг); Глагольные (желать спать, идти обедать); Глагольно-именные (звонить другу, учиться с желанием) – самый сложный тип связи. Глагольное управление! Глаголы учить с управлением (завидовать – кому/чему, есть что – чем, состоять из чего/кого, в чем)
4: Факторы, влияющие на формирование предложно-падежных словосочетаний: грамматический: читать книгу – чтение книги, структурный: войти в, отойти от, дойти до, прийти в, на, к лексический: в сентябре – в понедельник; 10 марта структурно-семантический: писать с ошибками – писать красивым почерком, приезжайте на лето – приезжайте на следующее лето, сказать с улыбкой – улыбнуться грустной улыбкой.
5: работа ведется на всех этапах обучения РКИ НЭО – знакомство с формами и значениями; СЭО – систематизация грамматики – по значению (время, место, признак в РЯ можно выразить…) или форме (Род. п. имеет значения, употребляется с предлогами…). ПЭО – более сложный материал (синоним. , антонимия, стилистика конструкций).
6: НЭО: глагольный тип введения падежей Звонить, дать, сказать, помогать дат. п. (способствовать, препятствовать, мешать); увлекаться, заниматься, гулять с тв. п. (любоваться, возмущаться, гордиться) Синонимы: говорить громким голосом – громко, Антонимы: кофе с молоком – без молока У окна, около окна – у брата, около брата
7: Отбор и организация изучения предложно-падежной системы: - от легкого к трудному; - от изученного к незнакомому; - использовать активный, частотный материал; - сначала общее, потом частности: ПРИ 1)время (при Петре I, при социализме); 2)условие (при нагревании, при увеличении); 3) около, близко (при доме).
8: Порядок введения падежей: 6, 4, 2, 3, 5 (Овсиенко) 6, 4, 3, 2, 5 (Вагнер; Хавронина-Широченская) 4 неод. , 6, 2, 4 одуш. , 5, 3 (Хавронина – Харламова) «Начало»: 2 (откуда), принадлежность, определение; 4 (объект, куда, время), 6 (место, о чем); 3 (адресат, возраст); 5 (совместность, орудие) Чем определяется порядок введения? Дорога в Россию?
9: Дорога в Россию: Падежи (опережение) П. п. 8 (где: В - НА) (играть в футбол, в шахматы) В. п. 9 (кого-что) (смотреть футбол по телевизору, играть на компьютере) Куда – где (В. п. – П. п. ) 10 Р. п. 12 ( где – куда – откуда) Д. п. 13 Т. п. – 14 (кем – с кем) с чем (чем / оруд. – нет) 15 – повторение (с. 308 – 310)
10: II часть, значения падежей 1 – Основные значения П. п. (объект мысли и речи; место; время) 2 . В. п. 3 – Р. п. 4 – Д. п. 5 – т. п. 6 – склонение сущ. ( прилаг. , мест. ) во мн. ч.
11: 5-ый падеж (творительный) КЕМ? ЧЕМ? Стол, окно ОН, ОНО (1-я модель) - ОМ, -ЕМ; Мама, папа ОНА, ОН (2-я модель) - ОЙ/-ЕЙ (ОЮ/ЕЮ); Ночь, матьОНА (3-я модель) -ЬЮ Кем? Сын стал врачом (инженером, артистом, физиком). Отец работает учителем (юристом) Бабушка была певицей (учительницей) Сестра мечтает стать балериной (артисткой, музыкантом) Чем? Сяо Фэн пишет карандашом, а Цинь Вэй ручкой. Преподаватель пишет на доске мелом. Китайцы едят палочками. Суп нужно есть ложкой, а рыбу вилкой. Брат серьёзно занимается математикой (спортом, футболом). Олег увлекается компьютером (биологией, шахматами, Пушкиным). Поэт любуется ночью. Она интересуется театром (музыкой).
12: С КЕМ? (И, ВМЕСТЕ) Я готовил обед с мамой. Учил с другом. Внучка ходила в театр с бабушкой. Я иду с ним в кино. Ты знаком с Джоном? А с Таней? С кем ты разговариваешь? – С отцом. На улице я встретился с другом. Она гуляла в парке с собакой. С ЧЕМ? Гость пришёл с подарком (с цветами). (КАКОЙ?) По улице шли девушка с зонтиком и студент с книгой. Чай с лимоном. Кофе с молоком. Каша с маслом. Суп с мясом (рыбой). Салат с капустой. Карандаш с ластиком. Рубашка с карманом. Поздравляю с праздником! С днём рожденья! С приездом! С Новым годом! С интересом читаю новый журнал. С удовольствием (с радостью) знакомлюсь (иду в театр). Со страхом иду на экзамен.
13: ГДЕ? НАД чем? (кем?) Над Томском летит самолёт. ПОД чем? (кем?) Под улицей – метро, под домом – гараж. Под нами живут Ивановы. ПЕРЕД кем? Перед Олегом сидит Таня, перед Таней –Борис. ПЕРЕД чем? Перед университетом (почтой) растут цветы. ----Перед субботой – пятница, перед летом – весна, перед ночью – вечер. ЗА кем? Таня сидит за Борисом, за Таней – Олег. ЗА чем? За почтой расположен музей. За домом растёт дерево. ----За весной идёт лето, за летом – осень, за осенью – зима, а за зимой – снова весна.
14: НЭО, др. вариант: 1 концентр: вин. – прямой объект, место, время; род. – дата, мера, количество; 2 концентр: предл. изъяснительный (о чём?), род. – откуда; 3 концентр – дат. адресата, тв. – совместности; 4 концентр – род. – нет, у; дат. к, тв. – цели (за словарем, за подругой).
15: Кузьмина Е. С. РЯ быстро (инновационный УМК для интенсивного изучения РКИ на этапе довузовской подготовки). М. : РУДН, 2008. 149 с. Здесь же: описание курса, программа и электронный учебник. 9 уроков. 200-250 час. Инновационность: сознательно-коммуникативная направленность обучения; личностно-ориентированный подход; комплексное овладение видами речевой деятельности; учёт языка учащихся.
16: Базовая часть УМК, к нему (в эти 149 стр. ) книга для чтения «Занимательные тексты», глагольный минимум «501 русский глагол», сборник упражнений «Занимайся сам». 1 – 2 месяца занятий, для англоговорящих 800 слов, из них 160 глаголов. Для начинающих изучать РЯ или корректировочный курс для тех, кто недостаточно хорошо усвоил основы РЯ.
17: Содержание уроков 1. Я хочу говорить по-русски. Время глаголов; род, число. Структурная схема предложения с вопросами КТО? КАК? ГДЕ? ОТКУДА? 2. Я живу в Москве. Прош. вр. ГДЕ? ЧТО? СКОЛЬКО? СПП. 3. Я учусь в университете. Вид глаг. СПП – потому что. 4. Я учу РЯ. Буд. вр. Должен, должна, должны глаг. (писать, был писать, буду писать). СПП с КОГДА, ЕСЛИ, ЧТОБЫ.
18: 5. Учебник РЯ. Понятие о падеже. Система русских падежей (все, все знач. ) 6. Погода в Москве. Части речи. Прилаг. . Мест. Вин. п. (кого – что), род. (чей), тв. – с кем/чем. СПП с ЕСЛИ. 7. Я хочу домой. Пр. п. (о чем), род. – когда, дат. – адресат. СПП – который, поэтому, чтобы.
19: 8. Они любят русскую литературу. Вин – одуш. и неод. Пр. п. – о чем, где, когда. Род. – с отрицан. , предлогами У, для… Дат. , тв. 9. Хороший рецепт. Количественные и порядковые числительные от 1 до 100. Систематизация всех падежей и их значений. Существительные, прилагательные и местоимения во всех падежах в единственном и множественном числе.
20: проблемы Когда давать прилагательные и местоимения? Вместе с падежами существительных или отдельно (одновременно или последовательно)? Когда давать мн. ч. ? Им. падеж. Когда употребляется? К каким конструкциям привлекать внимание?
21: В. Н. Вагнер После изучения вин. п. учащиеся неправильно заменяют им. п. винительным или вин. им-ым (на скамейке сидела "девушку", я читаю "книга"). : англофоны и франкофоны не сразу и не всегда ощущают различие подлежащего и прямого дополнения.
22: Обращать внимание на перевод Студент читает. The student is reading. Читает студент. It is a student who is reading. Картина висит справа. The picture is on the right. Справа висит картина. There is a picture on the right. Им. п. – через предл. п. : Врач работает в больнице (где?); На столе (что лежит?) лежит книга. !!! Мне нравится кто/что – Я люблю кого/что. Его (ее) зовут – Он (она) называется
23: Как вводить падежи? указывать на закономерности сочетания слов (движение требует цели – куда?, глаголы физического действия – объект, орудие, место…); - раскрывать семантику форм с помощью синонимов и антонимов; - разграничивать значение одинаковых форм (есть с другом кашу с маслом с удовольствием); вводить предложно-падежные сочетание в рамках определенных лексико-грамматических групп; активно вводить конструкции в речь; постепенно формировать представление о стилевых различиях конструкций: о друге - про друга; узнать от друга, из газет, у прохожего
24: Г. А. Битехтина, Н. Н. Луцкая. Предложное и беспредложное управление (для болгар). М. . 1960. 255 с. Род. без предлога 1)принадлежности (чей?) дом отца, планы сестры 2)определения (какой?) шум леса, звуки моря 3)объект действия после отглагольных сущ-ых: исследование Луны 4)носитель признака: доброта отца, хитрость лисы 5)объект после: полон, достоин, чужд: ведро полно воды 6)после сравнительной степени: выше дома 7)после количественных слов много, мало, стакан, метр, 5, 12… 8) объект при переходных глаголах с отрицанием: не читал книги 9)нет, не было, не будет 10)даты : третьего мая 2011 года 11)часть целого после переходных глаголов: купил хлеба и сметаны
25: глаголы Бояться Добиваться-добиться Достигать-достичь Ждать Желать-пожелать Избегать-избежать Касаться-коснуться Лишать-лишить Лишаться-лишиться Опасаться Остерегаться Просить-попросить Пугаться-испугаться Слушаться-послушаться Стесняться Стыдиться Требовать-потребовать Хотеть-захотеть
26: Род. с предлогами ДО: 1)предел а)пространства (до Киева) Б)времени (до субботы) В)количества (до 50 человек) 2)предшествование: до революции, до тебя ОТ: 1)начало (от окна, от 2 до 4) 2)источник действия (от матери) 3)причина (от усталости) 4)против (вакцина от гриппа, таблетки от головы) 5)дата (приказ от 5 сентября) защищать(ся), прятать(ся), скрыват(ся), отставать, зависеть, отказать(ся), отстранить(ся), отличить(ся), освободить(ся), удержать(ся)
27: ДЛЯ: 1)направление, в пользу (для тебя) 2)цель (для изучения) 3)назначение (альбом для рисования. Одежда для отдыха) ИЗ: 1)место исхода 2)источник сведений (из газет) 3)источник происхождения (он из дворян) 4)материал (дом из кирпича) 5)причина (из скромности) 6)часть из целого (один из нас)
28: ИЗ-ЗА: 1)место (из-под стола, из-под Киева) 2)предназначение – предмет, освобожденный от чего-то (пакет из-под сока) С: 1)место (с почты) 2)время (с 5 до 6) 3) причина (с горя) … перевести с русского на китайский, копия с картины, налоги с населения У: 1) возле, около (у стола, у моря) 2)Место нахождения (был у врача) 3)значение принадлежности (у меня) 4)источник происхождения : просить, отнять, взять, украсть (у брата книгу)
29: БЕЗ: 1)отсутствие (каша без масла, рубашка без карманов) без удовольствия; день без дождя НАКАНУНЕ перед (накануне Нового года) ПОСЛЕ (после дождя) СРЕДИ в середине (среди ночи, среди людей)
30: Дат. п. 1)адресат (писать Тане, говорить шкафу); 2)безличн. предложения (мне хочется, спортсменам собраться, детям нельзя (можно, нужно) давать спички; ему скучно, ей некуда (незачем, нечего) спешить; 3)верный (верен, благодарен, рад, подобен) дат. ; 4)возраст
31: глаголы Верить – поверить Возражать – возразить Вредить – навредить Дарить Желать Мешать Обещать Объяснять Помогать Принадлежать Радоваться Угрожать Сочувствовать
32: предлоги К берегу, к врачу; к 3-м часам, к вечеру; к сожалению (стыду, счастью); готовиться к экзамену (объект); ПО: по лесу, стучать по дереву; по субботам; учитель по русскому языку; всем по яблоку; по глупости; по указу Петра 1; Благодаря совету; вопреки, наперекор совету; навстречу шторму; согласно плану
33: Вин. п. В: в Крым; в 5 часов; в месяц; в 2 раза больше; НА: на Кавказ, на месяц; на 2 года старше; деньги на свадьбу; походить, сердиться, влиять, надеяться, жаловаться НА ЗА: за дверь; бороться за мир; хвалить за результаты; за друга; за год; за услугу; за 5 минут до звонка; ПОД: под стол; комната под библиотеку; под Новый год; под музыку; ПО: по июнь; по колено в воде (сыт по горло, влюбиться по уши); по грибы; С: с неделю; с дом; О: разбиться о скалы, о быт
34: Творит. п. С: я с другом, хлеб с маслом; дама с собачкой; с радостью; бороться, сражаться, воевать… НАД: над лесом; шутить, смеяться, работать, трудиться над; ПОД: мостом; ( под руководством, под знаменем, под впечатлением, под влиянием); ПЕРЕД: перед домом; перед едой; ЗА: за домом; за книгой; за обедом; кто за мной? За неимением времени следить, наблюдать, бежать, следовать, гнаться за; МЕЖДУ: Томском и Новосибирском; лекциями; (меж ними всё рождало споры);
35: Предл. п. В: доме; в январе; в горе; человек в очках; НА: на траве; на днях; на самолете; на скрипке; на людях; на моих глазах; ПРИ: при входе; при царе; при желании, при ветре; При свидетелях, говори при мне; О(б): фильм о спортсменах; ПО: по окончании, по завершении
36: упражнения Наблюдение (найти слова в данном падеже, определить значение падежной формы и предлога, задать вопрос) Вставить предлог, дописать окончание сущ. Ответить на вопросы, пересказать, составить свой рассказ Трансформирование конструкции: каменный дом – дом из камня; детская комната –; сибирский город -; золотое кольцо - ; длинноногое животное - …
37: Обобщение От формы – к значению; От значения – к форме Проблема – не только порядок падежей, их объяснение, но и ВЫБОР ПРЕДЛОГА: В столе – на столе, в руке – на руке (на мосту, стадионе, площади, на улице, юге) На уроке, экскурсии, выставке // почте, фабрике, заводе, кухне: в театре на концерте В – IN (в Лондоне), НА – ON (на острове), AT (в школе)
38: ПЭО (СЭО):Кузьмич И. П. , Лариохина Н. М. Падежи! Ах, падежи!. . (глаг. управл. ). М. , 2003. 187 с. Эмоц. отношение к лицу или событию (интересоваться, любоваться, гордиться…): -кто (возмущаться) чем – что (возмущать) кого Источник получения предмета или информации (просить, покупать, отбирать, красть…): -кто (выиграть) у кого - кто (проиграть) кому Ах, падежи! С. 21, упр. 26. 27 Состав предмета (состоять, входить в состав): что (содержать) что – что (содержаться) в чем Ах, пад. , упр. 46-52, с. 32-34
39: Дополните предложения Все обрадовались…. наступление тепла Профессор гордился… свои ученики Он серьезно увлекся моя сестра Я поражался его работоспособность Туристы любовались древний собор Она всегда завидует чужая удача
40: Подтвердите данные высказывания. Используйте глаголы с -СЯ Образец: Отца возмущает неумение сына постоять за себя. – Да, отец возмущается неумением сына …. 1. Всех восхищает терпение Ольги в обращении с детьми. 2. Ирину интересует история Италии 18 в. 3. Людмилу возмутило грубое поведение Игоря. 4. Артёма увлекла игра, и он забыл об обеде.
41: Дополните предложения, выбрав глагол. 1. (заинтересовать-заинтересоваться) Меня … статья о внеземных цивилизациях. Мой брат давно … этой проблемой. 2. (возмутить –возмутиться) Всех … бесцеремонность человека, случайно попавшего в наше общество.
42: Литература См. лекцию Аркадьева О. М. Употребление падежей в речи /НЭО/. М. :МГУ, 1976. 149с. Вабов К. Изучение русской падежной системы в болгарской школе. -София, 1976,-70с. Фахер Бланш. Обучение русской падежной системе арабоговорящих учащихся на начальном этапе. КД. М. , 1986. (л-ра упражн. )
43: Практика (есть на www. twirpx. com Прокопович Н. Н. , Дерибас Л. А. , Прокопович Е. Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. М. : Русский язык, 1981. - 189 с. Всеволодова М. В. , Потапова Г. Б. Способы выражения временных отношений М. : Издательство МГУ, 1973. - 249 с. Андреева-Георг В. П. , Толмачева В. Д. Русский глагол. Предложное и беспредложное управление. М. :"Русский язык", 1982. - 425 с.
44: д/з: местоимения Подумать (вспомнить): какие местоим. и в связи с чем требуют внимания? Дорога в Россию. Какие, в каком порядке? Вагнер. С. 97 – 113. Остапенко: с. 63 – 74.