1: ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ Подзаголовок
2: НАЗВАНИЕ ТЕМЫ НРАВСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3: СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ Системы ценностей 1. По внутреннему содержанию: Материальные Моральные Культурные Духовные 2. По охвату: Личностные Национальные Конфессиональные Общечеловеческие
4: ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Глобализация – процесс размывания национально-государственных границ С нею тесно связана культура постмодерна, признавшая относительность традиционных национальных и религиозных ценностных систем Задача этноконфессиональных сообществ – самосохранение через преодоление постмодернистского ценностного и нравственного релятивизма От православной и иных цивилизаций требуется адекватный ответ вызовам глобализма Нравственность в данном случае играет немаловажную роль
5: культура поведения Моральные представления определяют поведение: Нормы поведения (не лги, почитай старших, не укради); Моральные качества (доброжелательность, мудрость); Нравственные принципы (эгоизм-альтруизм) Морально-психологические механизмы (долг, совесть) Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье)
6: культура поведения Моральные нормы: Табу Обычай Традиция Моральные правила Структура нравственной культуры личности: Культура этического мышления Культура чувств Культура поведения Этикет
7: культура поведения
8: НАУКА И РЕЛИГИЯ С. Н. Булгаков (1944) : "Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом". Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 – 1961 гг. ) : «Наука – есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука – это система, то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание.
9: НРАВСТВЕННОСТЬ И НАУКА Митрополит Антоний Сурожсий: «Сейчас наука играет такую громадную роль – и справедливо, и я радуюсь этому, - что кажется нам, будто все вопросы должны решаться так, как решаются научные вопросы; и мы пытаемся применить научные методы к темам, к которым они неприменимы. Мы же не применяем методов физики к биологии, методов химии к истории. С какой стати мы должны применять методы физических наук области человеческой души?. . Часто ставится вопрос: могу ли я, культурный, образованный человек, быть верующим? Не является ли понятие веры несовместимым с понятием научной образованности? Я должен сказать, что человеку с небольшой образованностью гораздо труднее это понять, чем человеку с большой научной образованностью; потому что, скажем, физика
10: НРАВСТВЕННОСТЬ И НАУКА или химия средней школы преподаются как окончательная и исчерпывающая истина о вещах; тогда как физика или химия, или биология, доступные ученому, который в поисках новых и новых областей знания, представляются совершенно иначе… Я стал верующим, когда мне было 14-15 лет, и в университет пошел в 18 лет, учился на естественном факультете физике, химии, биологии. Профессор по физике был один из Кюри, он физику знал и мог раскрыть ее как тайну, а не просто как серию фактов. Были другие профессора; они все были неверующие, но давали свой предмет как раскрытие тайны мира, и я очень легко мог видеть, как в этой тайне мира отражается лик Божий… Но я воспринял и свое научное воспитание, и свою научную работу как часть богословия, то есть познания дел Божиих, познания путей Божиих»
11: Нравственность и глобальные проблемы Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
12: Нравственность и глобальные проблемы Список глобальных проблем Старение населения планеты проблема «Север-Юг» предотвращение термоядерной войны радиоактивного загрязнения окружающей среды; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды снижение биоразнообразия; обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
13: Нравственность и глобальные проблемы Список глобальных проблем глобальное потепление; озоновые дыры; проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа. демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод. терроризм; астероидная опасность;
14: Нравственность и глобальные проблемы Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. С христианской точки зрения они стали возможными из-за поврежденности человеческой природы грехом, следовательно, безнравственным отношением человека к человеку и природе
15: православная культура и современность XX век стал временем испытаний верности православию и идеалам исторической русской культуры Современная Россия – на перепутье между глобализацией с агрессивным вторжением низкопробной массовой культуры и стремлением сохранить, а также возродить все лучшее, что было создано в русской культуре благодаря Православной духовности и христианским ценностям.
16: Конец занятия Благодарю за внимание