1: Основы стихосложения
2: РИФМА это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. Основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных, а также звуковым повтором окончания стиха, подчеркивая междустрочную пауза и ритм стихотворения
3: Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. 1. Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. 2. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.
6: ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЖНЫ
7: Стихотворная речь – речь, по-особому организованная РИТМ – равномерное чередование звуков, смена интонации, логического ударения, повторов для усиления художественного воздействия на читателя. СТОПА – это регулярное сочетание ударного слога с безударными. УДАРЕНИЕ – это выделение слога силой голоса. СТИХ – одна строка.
10: В зависимости от расположения ударений в рифмующихся строфах рифма бывает следующих типов:
12: МУЖСКАЯ Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (А. С. Пушкин)
13: ЖЕНСКАЯ Как мне близок и понятен Этот мир – зеленый, синий, Мир живых прозрачных пятен И упругих, гибких линий. (М. Волошин)
14: ДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М. Лермонтов)
15: ГИПЕРДАКТИЛЛИЧЕСКАЯ Идет Балда, покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает… (А. С. Пушкин)
16: Определите стихотворный размер, тип и вид рифмы:
19: Хорей По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - ! Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя;
20: ЯМБ Пример схемы: - ! - ! - ! - ! - ! - - ! - ! - ! - ! - ! Наряжены мы вместе город ведать Но, кажется, нам не за кем смотреть
21: Дактиль Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Пример схемы: ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! Тучки небесные, вечные странники …
22: Амфибрахий Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Пример схемы: - ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! – Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)
23: Анапест Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Пример схемы: - - ! - - ! - - ! - - - ! - - ! - - ! О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
24: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: 1. Расставьте ударение в каждом стихе. 2. Пронумеруйте каждый слог и выпишите на поля номера ударных слогов: Как ныне сбирается вещий Олег 2,5,8,11 Отмстить неразумным хазарам…2,5,8
25: Определите стихотворный размер, тип рифмы Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин)
26: Определите стихотворный размер, тип рифмы Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный свет небес, Тихий, темный, сонный лес.
31: Стилистические приемы и тропы (художественные средства) Аллитерация Ассонанс Аллитерационный повтор Лексический повтор Эскпрессивный повтор Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение
32: План анализа стихотворения Назвать поэта, время написания стихотворения, литературное направление Тема стихотворения Проблема стихотворения Лирический герой Как меняется настроение лирического героя от строфы к строфе Идея стихотворения Пафос Строение стихотворения (рифма, размер, их особенности) Художественные средства, использованные в стихотворении Мое отношение к стихотворению
33: Челн томленья Челн томленья Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. (отрывок) К. Д. Бальмонт Задания: 1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис). 2. Определить систему стихосложения и размер. Охарактеризовать рифму. 4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки. 5. Определить тему, проблему, идею стихотворения
34: Элегия Элегия Я умереть хочу весной, С возвратом радостного мая, Когда весь мир передо мной Воскреснет вновь, благоухая. На всё, что в жизни я люблю, Взглянув тогда с улыбкой ясной, Я смерть свою благословлю - И назову ее прекрасной. М. А. Лохвицкая. Задания: 1. Определить и обозначить изобразительно-выразительные средства в стихотворении (тропы, поэтические лексика, фонетика, синтаксис). 2. Определить систему стихосложения и размер. Охарактеризовать рифму. 4. Охарактеризовать вид строфы, способ рифмовки. 5. Определить тему, проблему, идею стихотворения