2: Лезгины имеют древнюю и богатую историю. Их земля (Лезгистан) была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кутии, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгины до сего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев. В силу исторических ошибок ныне лезгинский народ разделен на две части между Россией и Азербайджанской республикой, и он не имеет собственного национально-государственного образования. Именно по этой причине до сих пор не была написана история лезгинского народа, как единого целого. Лезгины имеют древнюю и богатую историю. Их земля (Лезгистан) была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кутии, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгины до сего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательным походам иноземцев. В силу исторических ошибок ныне лезгинский народ разделен на две части между Россией и Азербайджанской республикой, и он не имеет собственного национально-государственного образования. Именно по этой причине до сих пор не была написана история лезгинского народа, как единого целого.
3: Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др. ) Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др. ) Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Ковроделие Южного Лезгистана (Северо-Восточный Азербайджан) занимает особое место в истории национальной культуры лезгинского народа. С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам, ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, использовались для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.
4: Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры. Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
5: Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления. Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
8: Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Лезгинский лаваш (чар ава фу)
9: Риштя-плов готовят кумыки, узбеки, лезгины и другие восточные народы. Рис и вермишель – на первый взгляд, не сочетаемые продукты, в этом блюде гармонично сочетаются. Риштя-плов готовят кумыки, узбеки, лезгины и другие восточные народы. Рис и вермишель – на первый взгляд, не сочетаемые продукты, в этом блюде гармонично сочетаются. Домашняя колбаса.
10: Камбар – напиток из кислого молока, зелени киндзы, укропа, зеленого лука и свежих огурцов. Камбар – напиток из кислого молока, зелени киндзы, укропа, зеленого лука и свежих огурцов. Кукурузный хинкал. Хворост. Сушеное мясо.
11: Лезгины создали богатый фольклор: эпос шарвили. Богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы. Лезгины создали богатый фольклор: эпос шарвили. Богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы.
12: Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу. Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу.
13: Хаджи-Давуд Мюшкюринский. Хаджи-Давуд Мюшкюринский. Один из величайших лезгин за всю историю лезгинского народа. Крупный исторический государственный деятель в истории Южного Кавказа. С его именем связана история народно-освободительной борьбы в северном Азербайджане против иноземного владычества первой трети XVIII века. Именно он стал её главным организатором и руководителем. Объединил лезгинские ханства. Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723г. , со столицей Шемаха, где была его резиденция.
14: Является основателем мюридизма на Кавказе и учителем имама Шамиля. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества. «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра Ислама и непобедим в битвах с врагом», — говорил имам Шамиль. Является основателем мюридизма на Кавказе и учителем имама Шамиля. Мухаммад Яраги умер в 1848 году. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Его могила стала местом поломничества. «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шейха Мухаммада, превращается в тигра Ислама и непобедим в битвах с врагом», — говорил имам Шамиль.
15: В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский народ выдвинул немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков. Одним из талантливых абреков был Кири-Буба, его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. Он чрезвычайно любил свой народ и был патриотом с большой буквы. Народ, в свою очередь, отвечал взаимностью. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат, как гимн доблести и отваге, во время свадебных торжествах в селах Южного Дагестана. Дербентские и бакинские богачи расценивали его действия, как открытый бандитизм, а его самого возводили в ранг разбойника. И, наоборот, трудовой народ к оценке его деятельности подходил с других позиций, находя её вполне справедливой, направленной против злоупотреблений власть имущих и в защиту интересов бедноты. В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский народ выдвинул немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков. Одним из талантливых абреков был Кири-Буба, его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. Он чрезвычайно любил свой народ и был патриотом с большой буквы. Народ, в свою очередь, отвечал взаимностью. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат, как гимн доблести и отваге, во время свадебных торжествах в селах Южного Дагестана. Дербентские и бакинские богачи расценивали его действия, как открытый бандитизм, а его самого возводили в ранг разбойника. И, наоборот, трудовой народ к оценке его деятельности подходил с других позиций, находя её вполне справедливой, направленной против злоупотреблений власть имущих и в защиту интересов бедноты.
16: Георгий Лезгинцев — доктор технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Г. Лезгинцев — автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом — в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах. Георгий Лезгинцев — доктор технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Г. Лезгинцев — автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом — в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах. Генрих Гасанов — контр-адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942 год — государственная премия, 1958 год — ленинская премия, 1970 год — герой соцтруда, трудового красного знамени и др.
17: Забит Ризванов Забит Ризванов (1926-1992) - поэт и прозаик. Широко известен как автор книги «История Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин.
18: Многообразие национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом. Многообразие национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом.