1:
2: Цели урока: Цели урока: Познакомить с личностью А. П. Чехова, обзорно представить географические места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» через анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения. Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей. Методическая цель: Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.
3:
4: «Заочная экскурсия». Таганрог Дом на Полицейской улице, где родился А. П. Чехов
5: «Заочная экскурсия». Таганрог Дом и бакалейная лавка отца А. П. Чехова
6: «Заочная экскурсия». Таганрог Гимназия, в которой учился А. П. Чехов
7: «Заочная экскурсия». Москва Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А. П. Чехова)
8: «Заочная экскурсия». Москва А. П. Чехов – студент медицинского факультета университета (1879-1884) Печатается в журналах «Стрекоза» «Осколки» «Будильник» «Зритель» Псевдонимы: Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Гайка 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
9: «Заочная экскурсия». Сахалин Очерк «Остров Сахалин» (1891-1893) А. П. Чехов по собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина
10: «Заочная экскурсия». Мелихово В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты
11: В Мелихово было написано более 40 произведений
12: Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка»
13:
14:
15: Контроль домашнего чтения Приём «Узнай героя»
16:
17: Особенности композиции
18: Образ Беликова Способы создания образа: Портрет Интерьер Характер Речь Отношение окружающих Авторская позиция ! Индивидуальные «маршруты»
19: Смысл заглавия
20:
21: Образ Беликова Способы создания образа: Портрет (очки, зонт, поднятый воротник) Интерьер (спальня точно … Речь ( ? ) Характер Отношение окружающих
22: Учебная дискуссия Приём «Лицом к лицу» Кто Беликов - безвредный жалкий герой или опасный человек? Комичен или страшен он? Надо ли опасаться таких людей?
23:
24: "- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
25:
26: Анализ эпизода «Похороны Беликова» Приём «Мыслительный лист» Творческая работа
27: Приём «Записки» Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?
28: В год 150-летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. В год 150-летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.
29: Типизация Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Тип «маленького человека»
30: Авторская позиция «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?. . . Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»
31: Домашнее задание Учебник, стр. 54-56 (о Чехове); Стр. 70 задание 12 Чтение: «Крыжовник», «О любви». Задание «не для всех» Синквейн Написать сочинение-размышление «Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть».
32: Итог урока Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности. М. Горький