По математике "Теорема Пифагора и различные способы её доказательства" - презентация в формате PowerPoint - скачать бесплатно

Скачать презентацию на тему: "По математике "Теорема Пифагора и различные способы её доказательства" -" с количеством слайдов в размере 29 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Содержание [Показать]

Нажмите для просмотра
По математике "Теорема Пифагора и различные способы её доказательства" -

2: Автор проекта Автор проекта Курманова Светлана, ученица 9 «Б» класса

3: Предмет исследования: Цели исследования: собрать информацию об истории теоремы Пифагора и поисках различных способов её доказательства; разработать новые способы доказательства теоремы Пифагора.

4: Этапы реализации:

5: Содержание Литература Из биографии Пифагора Из истории теоремы Формулировки теоремы Различные способы доказательства теоремы Пифагора Простейшее доказательство Доказательство Эпштейна Доказательство Бхаскари - Ачарна (XII век) Доказательство Нильсена Доказательство Бетхера Доказательство Перигаля Доказательство Гутхейля Доказательство IX века н. э. Доказательство методом дополнения Доказательство Евклида Доказательство Хоукинсa Доказательство Вальдхейма Доказательство основанное на теории подобия Маленькая – маленькая сказка, где автор проекта приводит свои доказательства теоремы Пифагора

6: Литература Березин В. Я. Теорема Пифагора. Квант, 8, 1971 г. Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М. , Учпедгиз, 1959 г. Глейзер Г. И. История математики в школе. М. , Просвещение,1982 г. Еленьский Щ. По следам Пифагора. М. , Учпедгиз, 1961 г. Литцман В. Теорема Пифагора. М. , Просвещение, 1960 г. Скопец З. А. Геометрические миниатюры. М. , Просвещение, 1990 г. Феоктистов И. Геометрия до Евклида в очерках и задачах. М. , Чистые пруды, 2005 г.

7: Из биографии Пифагора Великий учёный Пифагор родился около 570 г. до н. э. на острове Самосе. Отцом Пифагора был Мнесарх, резчик по драгоценным камням. Имя же матери Пифагора неизвестно. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Среди учителей юного Пифагора традиция называет имена старца Гермодаманта и Ферекида Сиросского (хотя и нет твёрдой уверенности в том, что именно Гермодамант и Ферекид были первыми учителями Пифагора). Целые дни проводил юный Пифагор у ног старца Гермодаманта, внимая мелодии кифары и гекзаметрам Гомера. Страсть к музыке и поэзии великого Гомера Пифагор сохранил на всю жизнь. И, будучи признанным мудрецом, окружённым толпой учеников, Пифагор начинал день с пения одной из песен Гомера. Ферекид же был философом и считался основателем италийской школы философии. Таким образом, если Гермодамант ввёл юного Пифагора в круг муз, то Ферекид обратил его ум к логосу. Ферекид направил взор Пифагора к природе и в ней одной советовал видеть своего первого и главного учителя. Но как бы то ни было, неугомонному воображению юного Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе, и он отправляется в Милет, где встречается с другим учёным - Фалесом. Фалес советует ему отправиться за знаниями в Египет, что Пифагор и сделал.

8: В 548 г. до н. э. Пифагор прибыл в Навкратис - самосскую колонию, где было у кого найти кров и пищу. Изучив язык и религию египтян, он уезжает в Мемфис. Несмотря на рекомендательное письмо фараона, хитроумные жрецы не спешили раскрывать Пифагору свои тайны, предлагая ему сложные испытания. Но, влекомый жаждой к знаниям, Пифагор преодолел все эти испытания, хотя, по данным раскопок, египетские жрецы не многому могли его научить, так как в то время египетская геометрия была чисто прикладной наукой (удовлетворявшей потребность того времени в счёте и в измерении земельных участков). Поэтому, научившись всему, что дали ему жрецы, он, убежав от них, двинулся на родину в Элладу. Однако, проделав часть пути, Пифагор решается на сухопутное путешествие, во время которого его захватил в плен Камбиз, царь Вавилона, направлявшийся домой. В 548 г. до н. э. Пифагор прибыл в Навкратис - самосскую колонию, где было у кого найти кров и пищу. Изучив язык и религию египтян, он уезжает в Мемфис. Несмотря на рекомендательное письмо фараона, хитроумные жрецы не спешили раскрывать Пифагору свои тайны, предлагая ему сложные испытания. Но, влекомый жаждой к знаниям, Пифагор преодолел все эти испытания, хотя, по данным раскопок, египетские жрецы не многому могли его научить, так как в то время египетская геометрия была чисто прикладной наукой (удовлетворявшей потребность того времени в счёте и в измерении земельных участков). Поэтому, научившись всему, что дали ему жрецы, он, убежав от них, двинулся на родину в Элладу. Однако, проделав часть пути, Пифагор решается на сухопутное путешествие, во время которого его захватил в плен Камбиз, царь Вавилона, направлявшийся домой. Не стоит драматизировать жизнь Пифагора в Вавилоне, т. к. великий властитель Кир был терпим ко всем пленникам. Вавилонская математика была, бесспорно, более развитой (примером этому может служить позиционная система исчисления), чем египетская, и Пифагору было чему поучиться. Но в 530 г. до н. э. Кир двинулся в поход против племён в Средней Азии. И, пользуясь переполохом в городе, Пифагор сбежал на родину. А на Самосе в то время царствовал тиран Поликрат. Конечно же, Пифагора не устраивала жизнь придворного полураба, и он удалился в пещеры в окрестностях Самоса. Поликрат его преследует, и Пифагор вынужден переселиться в Кротон. В Кротоне Пифагор учредил нечто вроде религиозно-этического братства или тайного монашеского ордена ("пифагорейцы"), члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни. Это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество. . . . Прошло 20 лет. Слава о братстве разнеслась по всему миру. Однажды к Пифагору приходит Килон, человек богатый, но злой, желая спьяну вступить в братство. Получив отказ, Килон начинает борьбу с Пифагором, не останавливаясь перед поджогом его дома. При пожаре пифагорейцы спасли жизнь своему учителю ценой своей – они своими телами вымостили дорогу любимому учителю из горящего дома. Без своей школы и без своих учеников Пифагор затосковал и вскоре покончил жизнь самоубийством. Но в различных источниках можно встретить и другие версии последних дней Пифагора. Задача данного проекта - обратиться к истории теоремы Пифагора и различным способам её доказательства.

9: Из истории теоремы Исторический обзор начнём с Древнего Китая. Самое древнее китайское математико-астрономическое сочинение «Чжоу-би», написанное около 1100 г. до н. э. , в первой главе содержит предложения, относящиеся к прямоугольному треугольнику, среди которых – и теорема Пифагора. В летописях отмечается, что Пифагорова тройка 3; 4; 5 была известна в Китае ещё около 2200 г. до н. э.

10: Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3 4 5 было известно уже египтянам еще около 2300 г. до н. э. , во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3 4 5 было известно уже египтянам еще около 2300 г. до н. э. , во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). По мнению Кантора гарпедонапты, или "натягиватели верёвок", строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.

11: Соотношение между катетами и гипотенузой можно встретить у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени царствования Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э. , приводится приближённое вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления сторон прямоугольного треугольника, по крайней мере, в некоторых случаях. Вавилоняне смогли найти такие «пифагоровы тройки», как 65; 72; 97 или 3456; 3367; 4825. Соотношение между катетами и гипотенузой можно встретить у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени царствования Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э. , приводится приближённое вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления сторон прямоугольного треугольника, по крайней мере, в некоторых случаях. Вавилоняне смогли найти такие «пифагоровы тройки», как 65; 72; 97 или 3456; 3367; 4825.

12: Как видим теорема эта была открыта практиками почти за 600 лет до Пифагора. Но это ничуть не умаляет его заслуги перед наукой. Как видим теорема эта была открыта практиками почти за 600 лет до Пифагора. Но это ничуть не умаляет его заслуги перед наукой. В "Перечне математиков", приписываемом Евдему, о Пифагоре сказано так: "Как передают, Пифагор превратил занятие этой отраслью знания (геометрией) в настоящую науку, рассматривая её основы с высшей точки зрения и исследуя её теории менее материальным и более умственным образом". Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой - на критическом изучении греческих источников, Ван-дер-Варден (голландский математик) сделал следующий вывод: "Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но её систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку. " Пифагору приписываются создание основ планиметрии, правил построения некоторых правильных многоугольников и многогранников, введение широкого и обязательного использования доказательств в геометрии, создание учения о подобии, и , наконец, доказательство теоремы о сторонах прямоугольного треугольника. Интересна легенда, из которой мы узнаём, с какой страстью Пифагор изучал уже достигнутое в математике и совершал новые научные открытия.

13: Пребудет вечной истина, как скоро Пребудет вечной истина, как скоро Её познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далёкий век. Обильно было жертвоприношенье Богам от Пифагора. Сто быков Он отдал на закланье и сожженье За света луч, пришедший с облаков. Поэтому всегда с тех самых пор, Чуть истина рождается на свет, Быки ревут, её почуя ,вслед. Они не в силах свету помешать , А могут лишь, закрыв глаза, дрожать От страха, что вселил в них Пифагор.

14: Формулировки теоремы У Евклида эта теорема гласит (дословный перевод): "В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол". Латинский перевод арабского текста Аннаирици (около 900 г. до н. э. ), сделанный Герхардом Клемонским (начало XII в. ), в переводе на русский гласит: "Во всяком прямоугольном треугольнике квадрат, образованный на стороне, натянутой над прямым углом, равен сумме двух квадратов, образованных на двух сторонах, заключающих прямой угол". В Geometria Culmonensis (около 1400 г. ) в переводе теорема читается так : "Итак, площадь квадрата, измеренного по длинной стороне, столь же велика, как у двух квадратов, которые измерены по двум сторонам его, примыкающим к прямому углу". В первом русском переводе евклидовых "Начал", сделанном Ф. И. Петрушевским, теорема Пифагора изложена так: "В прямоугольных треугольниках квадрат из стороны, противолежащей прямому углу, равен сумме квадратов из сторон, содержащих прямой угол". Более строгой надо считать такую формулировку: «Если гипотенуза и катеты прямоугольного треугольника измерены одной и той же единицей длины, то квадрат числового значения длины гипотенузы равен сумме квадратов числовых значений длин катетов».

15: Различные способы доказательства теоремы Пифагора На рисунке дан простейший равнобедренный прямоугольный треугольник АВС (закрашен серым цветом, АВ и ВС -катеты). По данному рисунку я приведу два доказательства. Если квадраты отложить в общую часть полуплоскостей с границами АВ и ВС, то сумма числовых значений площадей квадратов, построенных на катетах, равна 4SABC (квадраты совпали). Но и площадь квадрата, построенного на гипотенузе, тоже равна 4SABC Если же квадраты отложить на сторонах во внешнюю область, то и в этом случае 224. Теорема доказана.

16: Доказательства методом разложения Существует целый ряд доказательств теоремы Пифагора, в которых квадраты, построенные на катетах и на гипотенузе, разрезаются так, что каждой части квадрата, построенного на гипотенузе, соответствует часть одного из квадратов, построенных на катетах. Во всех этих случаях для понимания идеи доказательства достаточно одного взгляда на чертёж. Древние индусские математики древности вообще ограничивались единственным словом: «Смотри!». Но, безусловно, доказательство нельзя считать полным, пока мы не доказали равенства всех соответствующих друг другу частей. В данном проекте даётся в основном обзор идей доказательства, но учитель всегда может у вас попросить доказать равенство соответствующих фигур.

17: Доказательство Нильсена Нильсен предложил такое разбиение. Многоугольники равных площадей (равновеликие фигуры) одинаково пронумированы.

18: Доказательство Бетхера Бетхер показывает, как из треугольников, входящих в состав квадратов, построенных на катетах, составить квадрат, построенный на гипотенузе. Нижние треугольники 8 и 4 отодвигаем от фигуры 5-1, перераспределяем 7;6;2;3 так, как показано на втором рисунке. Очень надеюсь, что вам самим захочется взять в руки ножницы, бумагу и составить эту композицию, чтобы убедиться ещё раз, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе, действительно равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

19: Доказательство Перигаля Перигаль через центр квадрата, построенного на большем катете, проводит прямые: одну - параллельную и одну - перпендикулярную гипотенузе. В книгах фрагмент этого рисунка называют «колесо с лопастями». Соответственно равные многоугольники одинаково пронумерованы.

20: Доказательство IX века н. э. Математики 9 столетия новой эры разместили квадраты, построенные на катетах, ступенями, один рядом с другим. Индусы называли эту композицию "стулом невесты". Построен и квадрат со стороной, равной гипотенузе. Общая часть двух квадратов, построенных на катетах, и квадрата, построенного на гипотенузе, - неправильный заштрихованный шестиугольник 5. Присоединив к нему треугольники 1 ; 2 и ещё один маленький треугольничек, получим оба квадрата, построенные на катетах; если же к заштрихованной фигуре присоединить треугольники 3 и 4 (соответственно равные 1 и 2) и такой же маленький треугольник, то получим квадрат, построенный на гипотенузе

21: Доказательство методом дополнения Поворотом плоскости с центром в т. А на «-90 градусов» четырёхугольник ACKJ совместим с четырёхугольником ADGВ. Площадь каждого из них соответственно половина площади шестиугольников ACBHKJ и ADEFGB. От двух равных площадей нужно отнять равновеликие части (пары равных прямоугольных треугольников 1;2 и 1;3) так, чтобы в одном случае остались два квадрата, построенные на катетах, а в другом- квадрат, построенный на гипотенузе. А если от равных чисел отнять равные числа, то и разности будут равны.

22: Доказательство Евклида В самом деле, треугольники ABD и BFC равны по двум сторонам и углу между ними: FB AB, BC BD, а углы между ними равны как тупые углы со взаимно перпендикулярными сторонами. SABD 0,5S BJLD, так как у треугольника ABD и прямоугольника BJLD общее основание BD и общая высота LD. Аналогично SFBC0,5S ABFH (BF-общее основание, АВ-общая высота). Отсюда, учитывая, что SABDSFBC, имеем SBJLDSABFH. Аналогично, если вы проведёте отрезок АЕ используете равенство треугольников ВСК и АСЕ, то докажете, что SJCELSACKG. Итак, SABFHSACKG SBJLDSJCEL SBCED, что и требовалось доказать.

23: Доказательство Хоукинсa Хоукинс задаёт поворот плоскости по часовой стрелке с центром в точке С на 90 градусов. Тогда образом треугольника ВСА при этом повороте станет треугольник BCA Проведём высоту ВD треугольника ВАВ. Выделим штриховкой невыпуклый четырёхугольник AАВВ. Его можно разложить или на два равнобедренных треугольника САA и СВВ ,или на два треугольника AВА и AВВ. SCAAb/2 , SCBBa/2 SAABB(ab)/2 Треугольники AВА и AВВ имеют общее основание ABс и высоты DA и DB, поэтому : SAABBcDA/2 cDB/2c(DADB)/2c/2 Сравнивая два полученных выражения для вычисления площади одной и той же фигуры, получим: abc Теорема доказана.

24: Доказательство Вальдхейма Вальдхейм пользуется тем, что площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов, а площадь трапеции равна произведению полусуммы параллельных оснований на высоту. Теперь, чтобы доказать теорему, достаточно только выразить площадь трапеции двумя путями. Sтрапеции0,5(ab) Sтрапеции0,5ab0,5ab0,5c Приравнивая правые части, получим: abc Теорема доказана.

25: Доказательство основанное на теории подобия В прямоугольном треугольника АВС проведём из вершины прямого угла высоту CD; тогда треугольник разобьётся на два треугольника, также являющихся прямоугольными. Полученные треугольники будут подобны друг другу и исходному треугольнику. Это легко доказать, пользуясь первым признаком подобия прямоугольных треугольников (по острому углу). Из пропорциональности сторон подобных треугольников следуют верные равенства: АCACABAD; BCBCABBD; Складывая эти два верных равенства, и получим, что cab. Теорема доказана.

26: Маленькая – маленькая сказка, где автор проекта приводит свои доказательства теоремы Пифагора Жил-был на свете Прямоугольный Треугольник АВС. Жил, ни о чём не печалился. И вдруг однажды узнаёт, что в его владениях назревает большой скандал, о котором, не дай Бог, узнает всё человечество. Дело в том, что две его стороны катеты a и b решили, что они вместе главнее Гипотенузы: ведь сумма их длин больше длины Гипотенузы, так , тем более, сумма квадратов катетов больше квадрата длины Гипотенузы! «Тут и доказывать нечего!» - высокомерно твердили братья. Гипотенуза с была спокойная, уравновешенная и поэтому очень огорчилась тем, что происходит в душах её братьев Катетов а и b. Она всегда их связывала и была опорой для их дома - Прямоугольного Треугольника АВС. Надо доказать братьям, что она не только связывает их, но и площадь квадрата, построенного на гипотенузе, вовсе не меньше, а равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах. «Но меня они не слушают! Пойду найду доброго человека, который бы доказал им это,»-решила Гипотенуза. А далеко идти и не пришлось. Совсем рядом - лицей 1571, а в нём учится Курманова Света, которая давно занимается этой проблемой.

27: Проведём окружность с центром в точке А и радиусом с.

28: Проведём окружность с центром в точке А и радиусом b. ВС2 ВМВN а2 (с b)(с–b) а2 с2 - b2 с2 а2 b2

Скачать презентацию


MirPpt.ru