2: Становление экологической педагогики Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х гг. исследований по экологической психологии. Ее данные позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, что открывало возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.
3: Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке – экологической психопедагогики
4: Экологическая психопедагогика – это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования.
5: Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
6: Именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологического образование.
7: Одной из главных практических задач экологической психологии является разработка научной основы для системы экологического образования Одной из главных практических задач экологической психологии является разработка научной основы для системы экологического образования
8: Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом. Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методы педагогического управления этим процессом.
9: С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности
10: Система экообразования должна быть перенесена на первое место по значимости среди других функциональных систем общества. Это переопределяет ее целевую функцию из обслуживающей в производящую.
11: Повышению эффективности экологического образования служат: Разработка адекватных сверхзадач образовательных технологий, использующих современные информационные технологии, а также психологические технологии, создаваемые в экопсихологии и психологии виртуальных реальностей. Экологизация и глобализация содержания образовательного процесса в широком смысле, то есть ориентация на целостность знания, системность преподаваемых дисциплин, повышение степени их взаимосвязанности, приоритет знаний ноосферологического характера, а также всего того, что способствует культурному и духовному развитию личности. Непрерывность образования.
12: Необходимо создание образовательных технологий, направленных на презентацию будущих форм бытия. Образовательный процесс - это процесс погружения в виртуальный мир, актуализация потенциальных возможенностей – по О. И. Генисарецкому
13: Экологическое образование есть одновременно и цель и средство обретения Образа (образ- ования), противостоящее без- образию (повреждению и лишению образа), причем как внутри души (индивидуальной психики), так и в Эйкосе (внешнем Мире) по Калмыкову А. А.
14: Экологическое образование это рефлексивный Экологическое образование это рефлексивный процесс и, следовательно, требует соучастия в нем в качестве субъектов: педагога, обучающегося, образовательной среды, социальной среды, семьи, ближнего (то есть круга друзей) - окружающего мира в целом, в его видимой телесности и невидимой ипостасности, понимаемого в качестве активного субъектного начала.
15: Современность требует от системы образования по крайней мере двух вещей: во–первых, специалист должен иметь возможность постоянно находиться в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечивалось, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структуры деятельности; во–вторых, непрерывного личностного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе.
16: Эколого–психологическое содержание пространства–времени, в котором развертывается процесс обучения, урбанизировано. Эколого–психологическое содержание пространства–времени, в котором развертывается процесс обучения, урбанизировано. Временные рамки начала и конца базового элемента процесса обучения (урока) и отсутствие связи с естественными природными и культурными временными циклами, замкнутое помещение, рукотворное предметное окружение, повторяемость методических приемов - все это само по себе является символом отчуждения человека от живой природы.
17: Необходимо найти психологические способы раздвигания стен, создание ощущения присутствия в большом мире чувства связи с тем, что находится за пределами ситуации обучения во временном и пространственном смысле, то есть требуется образ -ование деятельности, осуществляемой в процессе обучения.
18: Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом экологического сознания. экоцентрической тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями (по Ясвину, Дерябо): 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) субъектным характером восприятия природных объектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
19: Характеристики экологической личности: психологическая включенность в мир природы: а)экологичная личность стремится быть экологически осторожной б) экологичная личность стремится быть экологически умеренной в) экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним г) экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной
20: Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем: Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем: а) природные объекты относятся ею к сфере человеческого, равного ей в своей самоценности и , соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т. д. б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям. в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.
21: Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах: Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах: а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов. б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, довольствием от самого процесса познания. в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо полезный продукт, а потребность в общении с ними. г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями дальнего прагматизма (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее смой.
23: Образование интерпретируется как интерактивная деятельностная компонента бытия, что предполагает участие как преподавателя, так и обучающегося в совместном формировании Образа Мира, Образа Себя в Мире и Образа своих действий в Мире.
24: Один их важнейших принципов обучения должен состоять в индивидуально-личностном подходе, основанном на том, что каждый человек работает и успешно общается с окружающими на том уровне, который ему доступен по возрасту, интересам, жизненному опыту, типу реакции, памяти и т. д. Это предполагает наличие права выбора у обучающегося; творческое участие не только в освоении преподаваемого материала, но и в выстраивании последовательности учебного процесса.
25: Спасибо за внимание