2: Тема 5. Современные психологические теории личности Основные положения, касающиеся природы человека
3: План лекции: Взгляд на человека у современных психологов; Основные компоненты теорий личности; Основные элементы, положенные в основу психологических теорий личности
4: Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: положений, касающихся природы человека; основных психологических концепций, обосновывающих сущность человека. Умения: анализировать, проводить сравнительный анализ различных психологических концепций в понимании сущности человека; Навыки – умение использовать полученные знания при составлении структуры подхода к потребителю в сервисе .
5: Ключевые понятия Структура личности – стабильные характеристики, выполняющие роль основных строительных блоков человеческой психики (концепция черт личности, концепция типа личности); Мотивация (от лат. moveo двигаю)– процессуальные аспекты функционирования индивида; побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающих эту направленность.
6: Ключевые понятия Мотивирующие факторы: потребности и инстинкты как источники активности. Мотив: 1. побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2. предметно направленная активность определенной силы; 3. побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется
7: Ключевые понятия (продолжение) 4. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Особенности природы и функций мотивов в регуляции поведения: - побудительная и направляющая функция (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина; - детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами (психоанализ); иерархия мотивов (психоанализ, гуманистическая психология и др. );
8: Ключевые понятия (продолжение) - целенаправленность активности – теория деятельности; - стремление к равновесию или напряжению как механизмы динамики мотивов. Развитие личности – концепции развития фокусируются на мотивационных аспектах функционирования личности, меняющихся от младенчества до старости. Психическое здоровье проявляется в способности личности продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения
9: Ключевые понятия Основные положения, касающиеся природы человека Свобода – детерминизм. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Сторонники свободы считают, что все люди ответственны за свои действия и способны преодолевать влияние среды на их поведение; Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит
10: Ключевые понятия Основные положения, касающиеся природы человека положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина)порождает другое (следствие) Детерминисты исходят из положения о том, что поведение людей обусловлено воздействием каких –то событий и не проявляется свободно. Проактивность – реактивность. Сторонники проактивности считают, что причины поведения человека заключены в нем самом. Реактивность (от лат. re – против, actio – действие – ответ организма на изменение внешней или внутренней среды. Приверженцы реактивности полагают, что причины поведения человека являются внешними, что его поведение представляет собой серию ответов на внешние стимулы.
11: Ключевые понятия Основные положения, касающиеся природы человека Гомеостаз – гетеростаз – положение психологических теорий личности, имеющее отношение к мотивации человека. Гомеостаз – (от греч. homoios – подобный, statis – состояние) – подвижное, равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению своей стабильности, было перенесено на взаимодействие организма с окружением.
12: Учебный материал Последователи гомеостаза (Дж. Доллард, Нил Миллер) считают, что люди мотивированы стремлением к уменьшению, снятию напряжения, сохранению внутреннего равновесия. Приверженцы гетеростаза (А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что люди мотивированы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к самореализации. К. Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину переживаний человека.
13: Учебный материал Г. Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Э. Эриксон считает, что индивидуум в течение жизни проходит ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как результат этих кризисов. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Р. Кеттелл полагает, что ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.
14: Учебный материал Альберт Бандура рассматривает личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния поведения индивидуума и ситуации, в которой он находится. Явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции различных теоретических представлений гораздо многограннее, чем в концепции «внешнего социального образа».
15: Учебный материал Общие положения большинства теоретических определений личности: - подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены качества, благодаря которым человек отличается от остальных людей. - личность предстает в виде некой гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума рассматривается как организованное или интегрированное личностью. - подчеркивается важность рассмотрения личности в соответствии с жизненной историей индивидуума или перспективами развития
16: Учебный материал Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут, почему поступают так, а не иначе.
17: Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте составные компоненты психологических теорий личности. Дайте характеристику основных положений, касающихся природы человека, рассматриваемых психологическими теориями личности. Охарактеризуйте понятия: - свобода - детерминизм; - реактивность - проактивность; - гомеостаз - гетеростаз
18: Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н. А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н. А. Коноплева. – М. : Флинта : МПСИ, 2008. Социальная психология личности в вопросах и ответах: уч. пособие/ Под ред. В. А. Лабунской. М. : Гардарики, 1999. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М. , 1997.