1: Проект - экологическое исследование Исследование почвы на пришкольной территории Авторы: Яковлев Владислав,10 А Иванова Татьяна, 9 В
2: ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ Исследовать почву на пришкольной территории с точки зрения ее пригодности для озеленения изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации изучить минералогический, механический состав почвы. определить уровень кислотности почвы ( рН почвы). обобщить материал и разработать план дальнейших мероприятий по улучшению состояния почвы на пришкольной территории.
3: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
4: МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ Определение механического состава почв очень важно для оценки экологических и сельскохозяйственных характеристик. Песчаные почвы бедны питательными элементами для растений, плохо удерживают влагу, быстро и глубоко промерзают, неблагоприятны для развития почвенных бактерий. Почвы, содержащие преимущественно глинистые частицы, имеют отрицательные свойства: сильно набухают во время дождя, долго удерживают влагу на поверхности и не пропускают ее к корням растений,, имеют мало промежутков, заполненных воздухом.
5: Кислотность почвы находится зависимости от географического положения, климата, состава растительности, наличия водоемов и близости подземных вод, влияния хозяйственной деятельности человека Во время дождя или при поливе ионы водорода, содержащиеся в почве, высвобождаются в почвенный раствор и поглощаются клетками и тканями живых существ. Многие из них очень чувствительны к концентрации протонов в среде и при отклонении уровня кислотности от нормы гибнут. Данный фактор в значительной мере определяет состав и структуру растительного сообщества, а также характер использования территории человеком
6: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ Минеральная часть почвы в значительной степени обусловлена химическим составом почвообразующих горных пород и в большинстве почв составляет 80-90 от массы почвы. Органические вещества накапливаются в почве в результате жизнедеятельности растительных и животных организмов. При взаимодействии минеральных и органических веществ формируется сложный комплекс органо-минеральных соединений в почвах. Образующиеся почвы наследуют химический состав почвообразующих пород, но в зависимости от типа почвообразования происходят значительные изменения в содержании и распределении по профилю почвы различных химических элементов.
7: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ Распределение тяжелых металлов по поверхности почвы определяется многими факторами. Оно зависит от особенностей источников загрязнения, метеорологических особенностей региона, геохимических факторов и ландшафтной обстановке в целом. Длительность нахождения частиц выброса в атмосфере зависит от их массы и физико-химических свойств. Чем тяжелее частицы, тем быстрее они оседают До тех пор, пока тяжелые металлы прочно связаны с составными частями почвы и труднодоступны, их отрицательное влияние на почву и окружающую среду будет незначительным. Однако, если почвенные условия позволяют перейти тяжелым металлам в почвенный раствор, появляется прямая опасность загрязнения почв, возникает вероятность проникновения их в растения, а также в организм человека
8: ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ Определяя минеральный состав почвы, мы проделали следующий опыт. На предметное стекло капнем почвенный раствор и прогреем на пламени спиртовки. После выпаривания на стекле осталось белое пятно, что доказывает наличие минеральных солей в почве.
10: ВЫВОДЫ Образец почвенной пробы пришкольной территории свидетельствует об отсутствии ионов тяжелых металлов. Это объясняется местоположением школы – вдали от оживленных транспортных магистралей. Механический состав почвы, а именно: соотношение глинистых и песчаных частиц в ней, существенно влияет на ее воздушные, водные и химические свойства. Он определяет и состав насаждений. Это необходимо учитывать при подборе декоративных пород для озеленения участка. В первом образце почвы – легкий суглинок, во втором – тяжелый суглинок Реакция рН почвы 5,5-6,5(слабокислая). Такая кислотность почвы пригодна для выращивания представителей розоцветных и лилейных.