1: ПРОЕКТ: Презентация НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ГБОУ СПО МО «НТЭТ» ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО АВТОРА: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории
2: Узнавая новое …
3: Тема: «Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании».
4: Синтаксис (от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции.
5: Основные единицы синтаксиса: Словосочетание Предложение Текст
6: Главная единица синтаксиса Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения, единица коммуникативная. Например: Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей (К. Паустовский). Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.
7: Пунктуация (от лат. punktum – точка) – система правил постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся между словами и группами слов в письменной речи. Казнить нельзя помиловать ?
8: «Знаки препинания – ноты при чтении» А. П. Чехов Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит ее членение.
10: Текст группа предложений, определенным образом связанных, тематически и логически объединенных.
11: Синтаксические единицы – единицы неравнозначные Словосочетание Предложение Текст
12: Синтаксическая единица, рассматриваемая как один из компонентов предложения СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ, НАЕДИНЕ С ДРУГОМ, ВЕСЕЛО СМЕЯТЬСЯ, ДОМИК С ПАЛИСАДНИКОМ, СКАЗОЧНО КРАСИВЫЙ
13: ЗАДАНИЕ: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания. Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро. Справка: Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью. 2. Высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т. п. ; спец. )
15: «Ключ» к заданию Предложение Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро состоит из 5 словосочетаний: Грамматическая основа - ураган сорвал и унес: 1) ураган (какой?) сильный: гл. слово – сущ. ураган, зависимое – прил. сильный, грамматическая связь – в форме ед. ч. , м. р. , И. п. ; 2) сорвал (что?) шатер: гл. слово – гл. сорвал, зависимое слово – сущ. шатер, грамматическая связь – гл. управляет дополнением в форме В. п. ед. ч. ; 3) сорвал (с чего? откуда?) с земли: гл. слово – гл. сорвал, зависимое слово – сущ. с предлогом с земли, грамматическая связь – гл. управляет сущ. в форме Р. п. , ед. ч. ; 4) унес (чего?) его: гл. слово – гл. унес, зависимое слово – мест. его, грамматическая связь – гл. управляет мест. в форме Р. п. , ед. ч. ; 5) унес (во что? куда?) в озеро: гл. слово – гл. унес управляет зав. словом – сущ. с предлогом в озеро в ф. В. п.
16: Словосочетание: сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство. Структура словосочетания: главное слово подчиненное (зависимое) Например: горная река главный компонент – река, подчиненный – горная
17: Не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого светит солнце, сочетание однородных членов цветы и травы, сочетание предлога и слова у колодца Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.
18: Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет номинативную функцию, т. е. служит распространенным названием.
19: ЗАДАНИЕ: определите, что обозначают словосочетания. Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой.
20: «Ключ» Распространенные названия словосочетаний
21: Признаки словосочетания: состав словосочетания – два (и более) самостоятельных слова; смысловое единство слов; подчинительная грамматическая связь между компонентами словосочетания.
22: Типы словосочетаний
23: ЗАДАНИЕ: составьте словосочетания из данных слов. 1) глубокий, озеро; 2) встать, стол; 3) мой, книга; 4) очень, веселый; 5) гулять, парк; 6) встретиться, друзья; 7) смеяться, весело; 8) лепесток, роза; 9) всматриваться, пристально; 10) лежать, трава; 11) фонтан, брызги; 12) недалеко, поляна; 13) уставший, работа.
24: Типы словосочетаний
25: От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только тип словосочетания, но и вид грамматической связи и смысловые отношения, которые устанавливаются между компонентами словосочетания. Грамматическая система русского языка рассматривает три вида связи слов в словосочетании согласование управление примыкание
26: Виды грамматической связи слов в словосочетании
27: Средства связи при согласовании, управлении, примыкании: согласование управление примыкание
28: Управление
29: I. Запишите предложения, расставляя в них знаки препинания. 1. Тяжелые тучи напитанные холодной влагой висят над землей. 2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. 3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни. 4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником. 5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист. 1. Выпишите из предложения 1 словосочетания, имеющие грамматическую связь – согласование. Определите средства связи. 2. Выпишите из предложения 2 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 3. Выпишите из предложения 3 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. 4. Выпишите из предложения 4 словосочетания, имеющие грамматическую связь – управление. Определите средства связи. 5. Выпишите из предложения 5 словосочетания, имеющие грамматическую связь – примыкание. Определите, какой частью речи выражен зависимый компонент. Проверьте свои силы: выполните осложнённое упражнение.
30: «Ключ» к осложнённому упражнению
31: Синтаксические ошибки на уровне словосочетания: нарушения согласования зависимого слова с главным в числе, роде, падеже (нарушения грамматической связи слов); нарушения управления (неверный выбор падежной формы или предлога).
32: Проверьте свои силы: отредактируйте словосочетания в предложениях. 1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровления. 2. Он измучил меня со своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями. 3. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 4. В отношении полковника авиации, пилотировавшему самолётом, будет возбуждено уголовное дело. 5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.
33: «Ключ»: 1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду на выздоровление. 2. Он измучил меня своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями. 3. Согласно договору при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 4. В отношении полковника авиации, пилотировавшего самолёт, будет возбуждено уголовное дело. 5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.