1: Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
2: Цель Повторить сведения о синтаксисе и пунктуации, полученные в 5 – 6 классе: виды предложений по строению; пунктуация в простом предложении; виды сложных предложений; пунктуация в сложном предложении.
3: Проверка домашнего задания Какие языки входят в состав восточнославянских, западнославянских, южнославянских? Какой язык называется древнерусским? Общеславянским? На какие группы можно разделить слова с выделенными буквами (упр. 2)? Назовите звуки, обозначенные буквой Л в словах произошел и Ледовитый?
4: Работа с текстом Великая Русь, Великороссия - это не возвысившаяся Россия, а вновь освоенная Русь, Русь дальняя. Русь изначальная, исконная ассоциировалась с Киевской землей и в конечном итоге стала именоваться Малой Русью. Значит, Малая Русь – это вовсе не маленькая Русь, что было бы грубым искажением исторической правды. До сих пор дожила попытка объяснить происхождение названия Белая Русь, Белоруссия преимущественно белым цветом одежды и голубыми или светло-серыми глазами обитателей этой страны. В действительности же слово белый имеет значение «западный», так как по отношению к Великой Руси Белая Русь находилась на западе.
5: Работа с текстом Вспомните, чем отличается словосочетание от предложения. Приведите примеры двух-трех словосочетаний из второго предложения текста. Объясните постановку тире в первом и третьем предложениях . Чем отличаются простые предложения от сложных? Приведите примеры простого и сложного предложений из данного текста. На основе данного текста составьте разные предложения по цели высказывания и запишите их.
6: Поэтическая пятиминутка Славяне! Давайте делиться словами: что с вами – то с нами, что с нами – то с вами. Глядишь и веселою полночью летней Язык засверкает еще самоцветней. О. Шестинский
7: Желаю вам удачи!