1: Урок русского языка в 5 классе
2: Актуализация знаний и способов действия с ними СОединить, СОбрать, СОтрудничать, СОбеседник, СОобщник. Супружеская ЧЕТа, не ЧЕТа нам, ЧЁТный. Что объединяет ряды записанных слов? Наличие приставки СО-; корня -ЧЕТ-. Какое значение имеют приставка СО- и корень -ЧЕТ-? СО – «вместе», ЧЕТ – «пара».
3: Актуализация знаний и способов действия с ними Сформулируйте тему урока. Словосочетание. Связана ли тема урока с нашей словарной работой? Связана. В слове «словосочетание» есть приставка СО- и корень –ЧЕТ-. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов.
4: Лингвистическая задача Попробуйте сконструировать из каждой пары слов словосочетание. Золотой, листья Улетать, юг Прыгать, скакалка Молодой, старушка Умный, береза Пилить, вода Кипятить, доска
5: Лингвистическая задача
6: Учебные задачи Какие основные задачи нам предстоит решить на уроке? - Определить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания; - выяснить, как правильно сконструировать словосочетание.
7: План решения поставленных задач 1. Проанализировать различные сочетания слов. 2. Познакомиться с материалом учебника. 3. Сделать вывод.
8: Задание для 1 группы «Найди пару» Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика. Сделайте вывод о том, как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании.
9: Задание для 1 группы «Найди пару»
10: Задание для 2 группы «Лингвистический конструктор» Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. Сделайте вывод о том, что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание. ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА
11: Задание для 2 группы «Лингвистический конструктор» ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЁЗНЫЙ, БЕСЕДА
12: Задание для 3 группы «Наведи порядок» Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика. ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, УВИДЕЛ ВБЛИЗИ, УСТНЫЙ ОТВЕТ, ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ, ЗНАЛ ДАВНО.
13: Задание для 3 группы «Наведи порядок»
14: Что такое словосочетание? Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
15: Какое сейчас время года? Составим словосочетание с этим словом.
16: Работа с материалом учебника Самостоятельно изучите материал учебника на с. 61 – 62. Что нового вы узнали о словосочетании? В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос.
17: Составление опорной схемы
18: Закрепление новых знаний Цель: научиться находить главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетании. Задание: выполнить самостоятельно упражнение 128 на с. 62 (по два словосочетания из каждого ряда).
19: Закрепление новых знаний Цель: научиться самостоятельно конструировать словосочетания. К какой части речи относятся слова печь, течь, пила? Что нужно сделать, чтобы мы смогли определить часть речи у этих слов? Задание для 1 группы: Составить словосочетания со словом печь так, чтобы возможно было определить часть речи. Задание для 2 группы: Составить словосочетания со словом течь так, чтобы возможно было определить часть речи. Задание для 3 группы: Составить словосочетания со словом пила так, чтобы возможно было определить часть речи.
20: Какова роль словосочетания в речи? Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.
21: Итоги урока Задание: с. 64 упражнение 136. Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста. Приведите примеры, используя материал о словосочетании, который мы рассматривали сегодня на уроке. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)
22: Оценим свою работу
23: Постановка домашнего задания Цель: научиться устанавливать смысловые связи между словами в словосочетании; определять главное и зависимое слово в словосочетании. Задание: выполнить упражнение 132 на с. 63.
24: Спасибо за урок!