1: Сохранение традиций. НХК.
2: До конца 20 в. под сохранением традиций, наследия: -сохранение памяти о прошлом -популяризация памятников и их реставрация.
3: С конца 20 в. под сохранением традиций, наследия: -взаимосвязь культуры современности и культуры прошлого -взаимоотношения культуры, в русле деятельности человека в сфере культуры
4: Также условием существования культуры является не только сохранение культурных ценностей, культурных традиций, а воспитание культуры, сохранение природы, сохранение благоприятных условий взаимодействия природы и общества.
5: Сохранение культуры – условие нравственной, духовной жизни человека. Освоение научных знаний определяет формирование мировоззрения человека, необходимости внутреннего роста личности, способной управлять наследием прошлого.
6: Необходимо беречь памятники культуры, рассматривать их в окружении природы, ведь сама эстетика пейзажа воспитывает человека. Особое внимание следует уделять преемственности поколений.
7: События культуры следует рассматривать в широком плане течения мировой культуры, которые обусловлены не только политическими изменениями, сколько ментальными свойственными каждому этносу эстетическими, этическими принципами.
8: Сохранение культуры – предполагает сочетание научной и общественной деятельности. Понимание древнего памятника, традиции связано с уровнем имеющихся знаний, широты кругозора современного поколения.
9: Популяризация, формирование общественного сознания. Издание для широкого круга читателей 10-ти томной библиотеки древнерусской литературы. Д. С. Лихачев полагал, что литература – часть общественного сознания.
10: Наука должна быть частью общественной жизни. Человек образованный, неравнодушный к культуре – интеллигентный, способен обладать внутренней свободой. Д. С. Лихачев в 70-е гг. выразил отчаянный протест решению изменить внешний облик Невского проспекта, парков под Петербургом.
11: Так был создан Фонд культуры. Появилось целое направление экология культуры. Воспитание любви к родному краю начинается с любви к семье. Семья- это те условия, в которых формируется личность, готовая сохранять и любить или готовая не любить и разрушать…
12: На 90-е гг. приходится подъем развития краеведения, школьного краеведения. Еще в начале 2000-2005 гг. в школах преподавался предмет – краеведение. Но уже школьники, начиная с 2000 г. не обучаются в школах основам искусства, изо, музыки, сокращаются часы на литературу.
13: Сохранение культурной среды. Если природная среда необходима человеку для биологического существования, то культурная среда – необходима для духовной, нравственной жизни человека.
14: Изучаются отдельные виды культур, вопросы реставрации памятников, их сохранение. Не изучается нравственное значение и влияние воздействующей среды на человека. Общаться с культурной- постоянно обогащаться духовно. Улицы, кварталы, музеи…творения прошлого связывают нас с культурным наследием.
15: Формирование нравственной ответственности перед будущими поколениями очень важно. Если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родных, приходить в сад, где прошло его детство, не любит вещи, которые окружали других людей в минуты радости и горя- значит он не ценит человеческую память, у него не формируется любовь к своему городу и т. д.
16: Несоблюдение законов экологии культуры приводит к нравственной смерти человека. Так крестьянская жизнь проходила среди полей, лесов, созданных им самим постройками: избами, церквушками… Понимать памятник и ландшафт надо вместе.
17: Чтобы создать что-то достойное , надо хорошо разбираться в прошлом. Простое подражательство – тупиковый путь развития культуры. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание, иногда уже отмершему.
18: Красоту и величественность архитектуры воспевали и авторы летописей, других литературных произведений. Города Северо-Запада. Великий Новгород. Развивалась «идея градостроительства»- особой среды обитания человека.
19: Начиная с 13 в. укрепляется эта идея и был принят и реализовывался «Закон городской», восходящий к традициям античного градостроительского законодательства.
20: Византийский закон апопсии- «вид, открывающийся от здания». Каждый дом города влияет на облик города в целом. Это может быть вид на луга, перелески, море. Так В. Новгород опоясан полями и церквями.
21: В 20 в. , когда стало осознаваться величие градостроительного наследия нашего города, особое значение придавали шпилям. Они являлись характерной чертой города: три основных- Петропавловский, Инженерный, Адмиралтейский.
22: Природные явления в сочетании с шедеврами зодчих формировали неповторимую картину Ленинграда. Однако, наметилась тенденция: строительства отдельных зданий, без включения их в ансамбль микрорайона, города в целом.
23: Гостиница «Ленинград»- «СПБ» Была простроена на месте, где можно было с набережных Невы наблюдать за восходом и закатом солнца в период белый ночей. Новое не должно противостоять старому и в культуре.
24: Бородинское поле имеет коллосальное воспитательное значение. Если в природе возможно в принципе восстановление леса, поголовья животных, очищения воды рек, если не перейдена известная грань. Иногда природа сама реализует потенциал самовосстановления.
25: С культурными обычаями, объектами дело обстоит иначе. Памятник исчезает навсегда. Восстановленный объект – лишь «документ» эпохи. Реставраторы часто губили культурные объекты, привнося в и них элементы эстетики нового времени. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик.
26: Каждый человек- носитель прошлого и настоящего. Важно отношение к своим традициям, истокам: развивать глубокий склад ума, богатый язык, знание истории, родного искусства.
27: Культура прошлого и настоящего – это же сад и парк. «Золотой век», средневековый рай ассоциировались с садом. Сад – это идеальная культура, где облагороженная природа идеально слита с человеком. Ф. М. Достоевский мечтал превратить самые злачные места город в сады.
28: Самый светлый эпизод «Идиота» Ф. М. Достоевского – свидание Мышкина и Аглаи совершается в Павловском парке. Необходимо сохранение исторических ландшафтов: Плес, Соловки, Новгород…
29: Культурные ценности прошлого привлекают богатейшей гаммой исторических ассоциаций. Нельзя легкомысленно относиться к наследию прошлого. Необходимо формирование нового культурно-экологического подхода к сохранению наследия.
30: Исследования. Экспедиции. Проведение комплексных программ возрождения. Концепция: признание того, что подлинное сохранение и эффективное использование наследия может быть осуществлено только при понимании современных социально-экономических, политических и экологических процессов.
31: Одним из основных субъектов сохранения и использования наследия является местное население. Именно оно спасало –Валаам, Соловки… Постановление Верховного Совета РФСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального наследия народов РФ».
32: «Закон об охране и использовании объектов культурного и природного наследия». Привлечение специалистов разного профиля: экологов, археологов, культурологов, краеведов, архитекторов, палеонтологов, искусствоведов, работников музеев и т. д.
33: Разработка концепций по сохранению культурного наследия: Лихачев, Вернадский. Запас культурней среды, культурных памятников истощается в мире.
34: Выделяется три подхода: - Генетический ( наследие как носитель исторической памяти, определяющий сохранение самобытности национальной или региональной культуры).
35: -экологический подход ( наследие как основа устойчивого развития общества и биосферы). - географический подход ( наследие как основа сохранения культурного и природного разнообразия мира, страны, отдельных регионов, этносов, групп населения).
36: Национальные и региональные комплексные программы управления культурным и природным наследием. Культурный ландшафт - тип объектов в Списке культурного наследия ЮНЕСКО: ориентируется на творческий гений художника-инженера
37: В 1972 г. в Париже принята Конвенция ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия. Рекомендации о сохранении фольклора. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М. : Логос, 1993. – С. 495-499.
38: Д. С. ЛИХАЧЕВ 1. Преемственность общественного сознания 2. Исторические корни отношения к современности 3. Теснейшее взаимодействие и взаимосвязи природы и общества ( ландшафты, хранящие в себе память о личностях, событиях, связанных с художественными произведениями).
39: Тлюняева, Анна Адемировна. Культурное наследие: философские аспекты анализа : монография / А. А. Тлюняева, А. В. Деринг ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Сиб. гос. автомоб. -дор. акад. ( СибАДИ)". - Омск : СибАДИ, 2012. - 147 с.
40: Мизин, Вячеслав Григорьевич (специалист в обл. мегалитики). Забытые священные и мифологические места Ингерманландии / Вячеслав Мизин. - Санкт- Петербург : Центр Сохранения Культурного Наследия, 2013. - 214, 1 с.
41: Тарасова Е. А. , Генеалогия как сфера и метод исследования культурно-исторического процесса. (на материалекультурного наследия рода Урусовых-Шиловских). автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. культуролог. н. специальность 24. 00. 01 - 2012
42: Городецкий район : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / Правительство Нижегор. обл. , Упр. гос. охраны объектов культ. наследия Нижегор. обл. ; редкол. : А. В. Лисицына ( отв. ред. ) и др. . - Нижний Новгород : Кварц, 2011. - 499, 1 с.
43: "Сохранение и развитие культурного наследия Русского Севера. Творческое наследие Н. К. Мешко", всероссийская научно-практическая конференция (2010; Архангельск). Сохранение и развитие культурного наследия Русского Севера. Творческое наследие Н. К. Мешко : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Архангельск : Государственный академический Северный русский народный хор, 2010. - 177 с.
44: Визуальное наследие народов Якутии: фотографический мир А. П. Курочкина (конец XIX - начало XX века) : каталог / М-во культуры Рос. Федерации, Якут. гос. объед. музей истории и культуры народов Севера ; авт. -сост. : Д. П. Попова, Т. Г. Старостина ; науч. ред. : Е. Н. Романова, д. ист. н. . - Якутск : Медиа-холдинг " Якутия", 2011. - 128 с.
45: Поршнев, Валерий Павлович. Мусей в культурном наследии античности /Валерий Поршнев. - Москва : Новый Акрополь, 2012. - 333, 2 с.
46: Галкова, Ольга Валентиновна. Российские традиции охраны отечественного культурного наследия : монография / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Волгоградский гос. пед. ун-т". - Волгоград :Перемена, 2011. - 238 с.
47: Культура и законодательство : по материалам парламентских слушаний / сост. : Е. А. Сизова и др. . - Москва : Гос. Дума, 2011. - 110, 1 с.
48: Постановление Правительства от 03 марта 2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" от 3 марта 2012 г. 186 МОСКВА О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)»