Свойства восприятия

Скачать презентацию на тему: "Свойства восприятия" с количеством слайдов в размере 29 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Свойства восприятия

1: Свойства восприятия Тема 6. Теория

2: Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительнос-ти в ходе их непосредственного воз-действия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

3: Немного физиологии Зрительное восприятие на 90 обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы "интернациональны", они позволяют легко преодалевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чемлюбой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов.

4: Закономерность Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, - следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

5: Последовательность При рассмотрении объектов зрачок всё время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т. д. , то есть человек смотрит последовательно. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.

6: Движение глаз… отражает работу мысли. пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити

7: Избирательность (1) Наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не все привлекает наши чувства и ум в одинаковой степени. Это основное правило необходимо знать каждому дизайнеру, чтобы, манипулируя психофизиологическими механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, возбуждать эстетические переживания.

8: Избирательность (2) Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине знчат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. Для опознания фигуры наиболее важны точки максимальной кривизны, в которых зрачок останавливается и меняет направление.

9: Избирательность (3) Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы.

10: Точки максимальной кривизны Рисунки с резкими изломами линий

11: Реакция на движение Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение.

12: Целостность Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т. д. сливается воедино в некий определённый образ. Это свойство лежит в основе построения любой композиции.

13: Запоминаемость Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 72. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия.

14: Рисунок А. В. Кокорина Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные

15: Константность (1) Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий.

16: Константность (2) Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.

17: Константность (3) Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

18: Соотносительность (1) особенность восприятия, которая выражается в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов.

19: Соотносительность (2) Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот, контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.

20: Пример соотносительности Восприятие объекта в зависимости от окружения

21: Иллюзорность обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств. Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.

22: Графические иллюзии Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера а - отрезок поделён на две равные части; б - правая часть отрезка короче левой на 25

23: Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствии чего одно из них вызывает другое, третье и т. д. При разглядывании различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:

24: Выразительность линий

25: Элементы выразительности (1) горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину; вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность; спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие;

26: Элементы выразительности (2) ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью; волнообразные - выражают движение на различных скоростях; наклонные: восходящие, или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

27: Образность основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интелект (тест Роршаха в психодиагностике).

28: Подводя итоги Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями.

29: Спасибо

Скачать презентацию


MirPpt.ru