1: Сюжетные задачи Автор: Пояркова Ольга Сергеевна Учитель математики МОУ СОШ 4
2: Цели урока: Ввести понятия текстовой задачи, сюжетной задачи; формировать умение решать текстовые задачи, видеть разные подходы к анализу задач и различные способы их решения; сформировать алгоритм решения текстовой задачи; развивать учебную и познавательную мотивацию, внимание и речь, расширять кругозор и словарный запас учащихся.
3: Задача «Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ , опираясь на те условия, которые указаны в задаче, и учитывая их. » Л. М. Фридман (!) Таким образом, задача состоит из условия и требования
4: Текстовые и сюжетные задачи Задача, в которой зависимость между условием и требованием сформулирована словами, называется текстовой. Сюжетная задача – текстовая задача, в которой речь идет о реальных объектах, процессах, связях и отношениях.
5: Типы сюжетных задач: Задачи на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на смеси. Задачи на сплавы и концентрации. И т. д.
6: Методы решения текстовых задач: Арифметический (по действиям или составлением выражения) Алгебраический (составлением уравнения) Геометрический (с помощью чертежа)
7: Алгоритм решения текстовой задачи. Осмысление текста задачи и анализ ее содержания. Осуществление поиска решения и составление плана решения. Реализация плана решения. Анализ полученного решения.
8: Вредные советы: Правила решения текстовых задач. Правило I. Насколько возможно, избегай читать условие задачи. Чтение условия только отнимает время и запутывает. Правило 2. Выпиши все числа из условия в том порядке, в каком они там даны. Не забудь о числах, написанных словами. Правило 3. Если правило 2 дало тебе три числа или больше, то лучше всего сложить их все. Правило 4. Если чисел только два и они примерно одной величины, то лучше всего вычесть одно из другого.
9: Вредные советы (продолжение) Правило 5. Если чисел только два и одно много меньше другого, то попробуй разделить, а если не разделится, то перемножь. Правило 6. Если у задачи такой вид, как будто надо применить формулу, выбери формулу с достаточным числом переменных, чтобы использовать все данные. Правило 7. Если с правилами 1—6 ничего хорошего не получается, сделай последнюю отчаянную попытку. Возьми все числа, полученные с помощью правила 2, и заполни две страницы всевозможными операциями с ними. Затем обведи кружком пять-шесть полученных чисел на каждой странице на случай, если какое-нибудь из них окажется ответом. Может и получишь что-нибудь за то, что старался.
10: Задача. Задача 1. Три пятых класса собрали 700 кг макулатуры: 5-а – 130 кг, 5-б - в 2раза больше, чем 5-а. Сколько килограммов макулатуры собрал 5-в класс?
11: Запись условия задачи: 5-а – 130 кг 5-6 – в 2 раза больше 5-в – ?
12: Составление плана решения: Найти, сколько макулатуры собрали ученики 5б класса. Найти сколько макулатуры собрали ученики 5а и 5б классов вместе. Найти сколько макулатуры собрали ученики 5в класса.
13: Реализация плана решения задачи. 130 2 260 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5б класса 130 260 390 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5б и 5а классов вместе. 700 – 390 310 (кг) – столько макулатуры собрали ученики 5в класса. Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры.
14: Анализ полученного решения (поиск других способов решения задачи). Алгебраический способ решения: Пусть 5 в собрал х кг макулатуры. Составим уравнение: 130 1302 х 700; 130260х 700; 390х 700; Х700-390; Х310. Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры.
15: Итоги урока: Какая задача называется текстовой? Какая задача называется сюжетной? Какие методы решения текстовых задач вы знаете? Какие типы сюжетных задач вы знаете? Приведите пример сюжетной задачи на движение.
16: Домашнее задание Задачи: Магазин продал в первый день 160 кг яблок, что составило 1/3 всех яблок, во второй день – 4/5 оставшихся яблок. Сколько килограмм яблок осталось продать в третий день? В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать число фазанов и число кроликов.
17: При создании презентации использовались методические материалы, присланные организаторами проекта ДООМ «Формула текста». При создании презентации использовались методические материалы, присланные организаторами проекта ДООМ «Формула текста».