1: Тема 16. Конфликты и методы их разрешения
2: План 1. Понятие и классификация конфликта 2. Модель конфликта, причины его возникновения 3. Методы управления конфликтами
3: Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое
4: Конфликт конфликтная ситуация инцидент Конфликт конфликтная ситуация инцидент Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
5: Типы конфликтов Между фирмой и правительственными органами, между фирмами Конструктивные и деструктивные деловые и личностные внутриличностный, межличностный, личность - группа, межгрупповой кратковременные и затяжные лихорадящие и разрушительные
6: Два подхода к конфликтам Конфликты - нежелательное явление (школа научного управления. Конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие) - дисфункциональные конфликты желательные. Позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения. Функциональные конфликты
7: Позитивные и негативные стороны конфликта Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага
9: Причины конфликтов Распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях
10: Сотрудников с руководством несоразмерность прав и ответственности невыполнение своих должностных обязанностей брак в работе плохие условия труда неэффективное использование рабочего времени отсутствие творческой инициативы
11: Признаки проявления личностного конфликта Снижается заинтересованность в работе работник становится критически настроенным, ворчливым повышается защитная реакция работник больше ошибается работник начинает пить, принимать наркотики
12: Конфликтогены Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов и т. п. ) проявление агрессивности проявление эгоизма
13: Стадии регулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта
14: Управление конфликтами Это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей Способы разрешения конфликтов: Административные педагогические структурные межличностные
15: педагогические педагогические убеждение, взаимное примирение сторон признание вины одним из участников нормативный метод разделяй и властвуй метод «козла отпущения» Выбор наименьшего из двух зол дайте человеку возможность высказаться посредничество третьего лица увеличение дистанций между участниками
16: Структурные Разъяснение требований к работе использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц
17: Стратегии управления конфликтом Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
19: Деструктивные стратегии управления конфликтом Соперничество (конкуренция, противодействие) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому Приспособление – уступчивость, основанная на принесении в жертву собственных интересов ради другого (этим отличается от сотрудничества )
20: Нейтральные стратегии управления конфликтом Избегание (уклонение) – отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей.
21: Конструктивные стратегии управления конфликтом Компромисс – частичное достижение целей оппонентов ради условного равенства Сотрудничество – создание участниками альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
22: Варианты разрешения конфликта Полное разрешение, угасание конфликта частичное, исключается только конфликтное поведение, но не устраняются причины спад, переход в хроническое состояние (тлеющие конфликты) возврат к состоянию готовности к конфликту мнимый выход из конфликта - отвлечение от проблемы без ее преодоления