Тема 6 Теория спроса и предложения

Скачать презентацию на тему: "Тема 6 Теория спроса и предложения" с количеством слайдов в размере 49 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Тема 6 Теория спроса и предложения

1: Тема 6 Теория спроса и предложения

2: План Закон спроса и кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Детерминанты индивидуального спроса. Рыночный спрос. Закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения. Факторы, влияющие на предложение. Детерминанты индивидуального предложения . Графики и кривые предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

3: Спрос — один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Спрос характеризует потребности людей. Не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется - максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

4: Спрос - это количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.

5: Функция спроса Функция QD b – aP, где d – точка пересечения с осью абсцисс (OX), a – тангенс угла наклона кривой, QD - величина спроса (demand), Р - цена (price), носит название функции спроса - функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него рыночных факторов. Спрос можно представить также в виде таблицы или графика

6: Главные факторы (детерминанты спроса), действующие на выбор покупателя: цена данного товара (Р); цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, или товаров-субститутов цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У); вкусы и предпочтения потребителя (Z); объективные, естественные (внешние) условия потребления (N); ожидания потребителей (Е). Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:

7: Кривая спроса

8: Между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

9: Спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Т. е. это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене, в данном месте, в определённый период времени. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх (предыдущий рисунок).

10: Эффект дохода - это увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены, за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены Эффект замещения – это реакция потребителя на повышение цены нормального блага, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

11: Изменение спроса. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево. На спрос оказывают влияние неценовые факторы: величина и динамика изменения дохода потребителя; изменение вкусов и предпочтений; размер рынка; ценовые и дефицитные ожидания; наличие товаров-субститутов и товаров-комплиментов.

12: Изменение спроса

13: Закон спроса не действует в следующих случаях: Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса) Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам") Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот) Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

14: Эластичность спроса по цене Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен. где - эластичность спроса по цене; ΔQ - изменение объема спроса, ; ΔP - изменение цены, .

15: Точечная и дуговая эластичность Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной. Дуговая эластичность - это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2. На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.

16: Эластичность спроса по цене.

17: Взаимосвязь ценовой эластичности и объёма продаж Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

18: Взаимосвязь ценовой эластичности и объёма продаж Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшаться при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж.

19: Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Наличие товаров заменителей. Степень необходимости данного товара для потребителей. Степень эластичности спроса на товар зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя составляют расходы, связанные с покупкой этого товара. Фактор времени также оказывает влияние на эластичность спроса.

20: Товары Гиффена Для них ЕDP 1 Tовар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). Малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель.

21: Эластичность по доходу В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода. EYD (ΔQ/ΔY)(Q/Y)100 где - ΔQ изменение объема спроса; Q - объем спроса; ΔY- изменение величины дохода; Y - величина дохода.

22: Эластичность по доходу: тип товаров Нормальные товары: спрос на товар растет по мере роста дохода (E0). Товары первой необходимости: спрос на товар растет медленнее дохода (0

23: Перекрестная эластичность Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. EDAB (ΔQB/ΔPA)(PA/QB)100 Если , EDAB 0 то блага взаимозаменяемые, если EDAB 0 – блага взаимодополняемые, если EDAB 0, то блага называются индифферентными Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость.

24: Предложение товара это количество данного товара, которое могут и намерены продать производители на рынке по данной цене. возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара.

25: Низкая цена товара ограничивает его предложение, увеличение же цены, как правило, обусловливает возрастание его предложения. Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т. д. ). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т. е. получить самую высокую цену.

26: Предложение на рынке представляется возрастающей кривой предложения Показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынок в целом. В общем виде QS c dP, где c - точка пресечения с осью абсцисс, d – тангенс угла наклона кривой, QS - величина предложения (supply), Р - цена Предложение можно представить в виде таблицы или графика

27: Условия, влияющие на выбор продавца, можно сгруппировать в следующие основные факторы (детерминанты предложения): цена данного товара (Р); цены товаров-субститутов цены комплементарных благ издержки производства (Q, охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов; налоги и субсидии (Т); объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства (N); ожидания производителей (Е). Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения от данных факторов:

28: Кривая предложения

29: Кроме цены, на предложение оказывают влияние неценовые факторы: цены факторов производства; технология; количество производителей-продавцов; ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; Изменение государственной налоговой политики. Если перечисленные факторы изменяются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх. Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

30: Изменение предложения

31: Эластичность предложения Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

32: Эластичность предложения

33: Факторы, определяющие эластичность предложения по цене Индивидуальные затраты производителя. Технологии. Степень загрузки производственных мощностей. Скорость перелива капитала из одной отрасли в другую. Время приспособления предложения к новому уровню цен. Чем больше времени имеет производитель, тем эластичнее будет предложение данного товара. Способность товара к длительному хранению.

34: Равновесие на рынке В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эти цены представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.

35: В теории рынка различают три типа равновесия в зависимости от наличия времени у производителей: 1) «мгновенное равновесие», когда предложение не успевает отреагировать на изменение спроса; 2) «краткосрочное равновесие», когда фирмы начинают производить больше продукции благодаря приросту переменных факторов производства; 3) «длительное равновесие», когда фирмы могут ввести в действие новые производственные мощности.

36: Пересечение кривых спроса и предложения. Pe , Qe – равновесная цена и равновесное количество товара (equilibrium – равновесие)

37:

38: Неединственность равновесия

39: Воздействие на рынок с помощью фиксированных цен Нарушения в действии рыночного механизма. Установление приказным (волевым порядком) со стороны государства или монополиста цены выше или ниже цены равновесия. Потолки цен - для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем (доступность каких-либо продуктов для бедных): очереди, "черный" рынок, карточки, талоны. Цены пола (низшие пределы цен) - поддержка нац. производителя (в с/х), решения социальных вопросов (мин. заработная плата). Ограничение предложения (картели), новые области применения продукта (для увеличения спроса). Государственные закупки излишек продукции.

40: Фиксированные цены.

41: Излишек потребителя – дополнительная выгода покупателя, разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

42: Сдвиг равновесия. Простые случаи.

43: Сдвиг равновесия. Простые случаи.

44: Гипотеза Вальраса - Хикса. В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И наоборот: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.

45: Изменение равновесия.

46:

47: Гипотеза А. Маршалла. В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами. Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения. Перемещение кривой спроса вправо (от DD к D1D1) вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным. При избыточной цене спроса P 1N рост производства выразится в перемещении от QQ1 к QQ2. В данном случае налицо устойчивое равновесие.

48: Паутинообразная модель Были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию с точки зрения временных характеристик. Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства. Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т. д. ). Однако она обладает достоинством, так как покрывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.

49: Паутинообразная модель

Скачать презентацию


MirPpt.ru