Теория общественного выбора. (Тема 14) презентация в формате PowerPoint - скачать бесплатно

Скачать презентацию на тему: "Теория общественного выбора. (Тема 14)" с количеством слайдов в размере 24 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Содержание [Показать]

Нажмите для просмотра
Теория общественного выбора. (Тема 14)

2: Теоретические истоки концепции общественного выбора могут быть найдены в исследованиях Д. Блэка, работах математиков XVIII-XIX вв. , интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Теоретические истоки концепции общественного выбора могут быть найдены в исследованиях Д. Блэка, работах математиков XVIII-XIX вв. , интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки теория сформировалась только в 50-60-х гг. XX в. Исключительно важную роль сыграли работы по политической философии Т. Гоббса и Б. Спинозы. Существенный импульс развитию теории общественного выбора придала экономика благосостояния. Теорию общественного выбора именуют иногда «новая политическая экономия», поскольку она изучает политический механизм формирования и принятия макроэкономических решений.

3: В качестве предпосылок теории общественного выбора можно рассмотреть теоретические и методологические. В качестве предпосылок теории общественного выбора можно рассмотреть теоретические и методологические. В рамках теоретических предпосылок следует охарактеризовать группу теорий – неоинституционализм и теории рационального выбора. В качестве методологических предпосылок целесообразно охарактеризовать концепцию экономического человека, методологический индивидуализм и трактовку политики как обмена.

4: Методологический индивидуализм основывается на том факте, что в условиях ограниченности ресурсов каждый стоит перед выбором одной из возможных альтернатив. Методы анализа поведения индивида в условиях рынка являются универсальными, они могут быть применены в любой сфере, в которой действует человек. Основная идея теории общественного выбора заключается как раз в том, что между бизнесом и политикой не существует непреодолимой грани и люди действуют в политической сфере, реализуя свои личные интересы. Методологический индивидуализм основывается на том факте, что в условиях ограниченности ресурсов каждый стоит перед выбором одной из возможных альтернатив. Методы анализа поведения индивида в условиях рынка являются универсальными, они могут быть применены в любой сфере, в которой действует человек. Основная идея теории общественного выбора заключается как раз в том, что между бизнесом и политикой не существует непреодолимой грани и люди действуют в политической сфере, реализуя свои личные интересы. Концепция «экономического человека» заключается в том, что человек в рыночной экономике реализует свои предпочтения в товаре. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Следует указать на тот факт, что рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все от избирателей до президента руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

5: Прямая демократия – политическая система общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Представительная демократия – политическая система, при которой население выбирает политических руководителей для осуществления управления страной в интересах избирателей. В основе прямой или представительной демократии лежит общественный выбор. Прямая демократия – политическая система общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Представительная демократия – политическая система, при которой население выбирает политических руководителей для осуществления управления страной в интересах избирателей. В основе прямой или представительной демократии лежит общественный выбор. Общественный выбор – это совокупность процессов нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ, который обычно осуществляется через систему политических институтов.

6: Правило единогласия – правило голосования, когда решение принимается в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Правило единогласия – правило голосования, когда решение принимается в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Правило большинства – правило голосования, при котором решение принимается с том случае, если за него проголосует большинство.

8: Модель медианного избирателя – это модель, которая характеризует тенденцию, при которой принятие решений при прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (лица, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение проблем общества на основе мнения избирателя-центриста имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, оно удерживает общество от принятия крайностей, позволяет выдержать некую середину. Но, с другой стороны, позиция центриста далеко не всегда является оптимальной Модель медианного избирателя – это модель, которая характеризует тенденцию, при которой принятие решений при прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (лица, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение проблем общества на основе мнения избирателя-центриста имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, оно удерживает общество от принятия крайностей, позволяет выдержать некую середину. Но, с другой стороны, позиция центриста далеко не всегда является оптимальной

12: Парадокс голосования. Представители теории общественного выбора показали, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в существенной степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Т. е. в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений. Подобную ситуацию Ж. Кондорсе назвал парадоксом голосования. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах К. Эрроу. Парадокс голосования. Представители теории общественного выбора показали, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования, поскольку они в существенной степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Т. е. в обществе (выборном органе) отсутствует рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений. Подобную ситуацию Ж. Кондорсе назвал парадоксом голосования. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах К. Эрроу.

13: Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. На самом деле ошибочной является процедура голосования. Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет сделать согласованный вывод. Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддается манипулированию. Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных факторов, мешающих принятию справедливых и эффективных законопроектов. Демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы. Парадокс голосования – это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. На самом деле ошибочной является процедура голосования. Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет сделать согласованный вывод. Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддается манипулированию. Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных факторов, мешающих принятию справедливых и эффективных законопроектов. Демократия не сводится только к процедуре голосования, гарантом демократических решений должны быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы.

14: Существуют определенные избиратели, интересы которых концентрируются в строго определенных областях или сферах деятельности (добыча ресурсов, производство сахара, производство табака и т. п. ). Изменение внешних условий осуществления деятельности или производственных параметров – это для них очень существенный вопрос. Ввиду этого эти группы с особыми интересами и предпочтениями стремятся поддерживать постоянно связь, причем саму тесную, с представителями власти. Речь может идти о взаимодействии вплоть до шантажа, подкупа, взяток и т. п. Способы влияния на представителей власти с целью принятия политического решения, выгодного для ограниченной группы избирателей, называют лоббизмом. Существуют определенные избиратели, интересы которых концентрируются в строго определенных областях или сферах деятельности (добыча ресурсов, производство сахара, производство табака и т. п. ). Изменение внешних условий осуществления деятельности или производственных параметров – это для них очень существенный вопрос. Ввиду этого эти группы с особыми интересами и предпочтениями стремятся поддерживать постоянно связь, причем саму тесную, с представителями власти. Речь может идти о взаимодействии вплоть до шантажа, подкупа, взяток и т. п. Способы влияния на представителей власти с целью принятия политического решения, выгодного для ограниченной группы избирателей, называют лоббизмом.

15: В повседневной практике депутат осуществляют ряд мероприятий с целью повышения своей популярности, используя для этого механизм логроллинга. Логроллинг – практика взаимной поддержки путем «торговли голосами». Любой депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить поддержку других депутатов для их реализации. Поддержку депутат получает, точнее покупает, отдавая свой голос в защиту проектов своих коллег. В повседневной практике депутат осуществляют ряд мероприятий с целью повышения своей популярности, используя для этого механизм логроллинга. Логроллинг – практика взаимной поддержки путем «торговли голосами». Любой депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить поддержку других депутатов для их реализации. Поддержку депутат получает, точнее покупает, отдавая свой голос в защиту проектов своих коллег.

16: Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г. Энн Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Реализуется она посредством того, что правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, которые добиваются принятия определенных решений. Участвуя в политическом процессе, представители власти, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. В качестве механизма по преодолению механизма извлечения политической ренты представители теории общественного выбора рассматривают приватизацию, развитие «мягкой инфраструктуры», создание основ конституционной экономики, ограничение сфер деятельности государства Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г. Энн Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Реализуется она посредством того, что правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, которые добиваются принятия определенных решений. Участвуя в политическом процессе, представители власти, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. В качестве механизма по преодолению механизма извлечения политической ренты представители теории общественного выбора рассматривают приватизацию, развитие «мягкой инфраструктуры», создание основ конституционной экономики, ограничение сфер деятельности государства

18: В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, то есть терпит фиаско. В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов, то есть терпит фиаско. Среди причин, приводящих к такому состоянию, как правило, выделяют три: внешние эффекты, общественные товары и недостаточная конкуренция. Государство как политический институт призвано устранять эти провалы рынка. Но здесь и возникает ряд факторов, которые мешают государству реализовать мероприятия по устранению негативных моментов функционирования рынка.

19: Внутренняя неэффективность производства чистых общественных благ, которая выражается в невозможности достижения эффективного объема производства, поскольку предоставление общественных благ осуществляется взаимоувязано, то есть единым пакетом. В отличие от частных благ, объемы потребления которых и ассортимент которых определяет сам потребитель, объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Но это может сужать возможности потребительского выбора, поскольку выше было рассмотрено такое явление как парадокс голосования. Нельзя абстрагироваться и от того, что в противном случае некоторые блага оказались бы вообще недоступными для многих потребителей. Внутренняя неэффективность производства чистых общественных благ, которая выражается в невозможности достижения эффективного объема производства, поскольку предоставление общественных благ осуществляется взаимоувязано, то есть единым пакетом. В отличие от частных благ, объемы потребления которых и ассортимент которых определяет сам потребитель, объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Но это может сужать возможности потребительского выбора, поскольку выше было рассмотрено такое явление как парадокс голосования. Нельзя абстрагироваться и от того, что в противном случае некоторые блага оказались бы вообще недоступными для многих потребителей.

20: Давление электората можно также рассматривать в качестве одной из причин принятия неэффективных решений. Оно выражается в том, что в условиях представительской демократии, когда решения принимаются не самими потребителями, а избранными ими представителями, последние находятся под давлением избравших их групп потребителей. Действуя в соответствии со своими текущими интересами (желание быть переизбранным), избранные представители вынуждены при принятии решений руководствоваться не оценкой издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей, которая подталкивает к принятию неэффективных решений. Давление электората можно также рассматривать в качестве одной из причин принятия неэффективных решений. Оно выражается в том, что в условиях представительской демократии, когда решения принимаются не самими потребителями, а избранными ими представителями, последние находятся под давлением избравших их групп потребителей. Действуя в соответствии со своими текущими интересами (желание быть переизбранным), избранные представители вынуждены при принятии решений руководствоваться не оценкой издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей, которая подталкивает к принятию неэффективных решений.

21: Лоббирование обеспечивает принятие решения в интересах узкой группы лиц путем взаимосогласованного поведения. Лоббирование обеспечивает принятие решения в интересах узкой группы лиц путем взаимосогласованного поведения. Бюрократизм государственного аппарата, является одной из важнейших причин неэффективности государства. Он имеет чисто экономическую природу и связан непосредственно с несостоятельностью рыночного механизма. Там, где по разным причинам ценовой механизм оказывается не способным выполнять функции распределения, эти функции переходят к чиновникам.

22: деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. После выборов осуществляется комплекс мер, которые направлены на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Они носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Осуществляется комплекс мероприятий по выполнению хотя бы части предвыборных обещаний, сокращаются неэффективные программы, делаются попытки сокращения дефицита государственного бюджета и государственного долга. Затем активность снижается, причем до критической отметки. Когда следующие выборы начинают приближаться, правительство снова вынуждено проводить активные мероприятия. деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. После выборов осуществляется комплекс мер, которые направлены на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Они носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Осуществляется комплекс мероприятий по выполнению хотя бы части предвыборных обещаний, сокращаются неэффективные программы, делаются попытки сокращения дефицита государственного бюджета и государственного долга. Затем активность снижается, причем до критической отметки. Когда следующие выборы начинают приближаться, правительство снова вынуждено проводить активные мероприятия.

24: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Скачать презентацию


MirPpt.ru