1: Вопросительные местоимения Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
2: Цель Знать: Вопросительные местоимения Их назначение в речи Уметь: Употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения Интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями
3: Синтаксическая пятиминутка Повторим числительные. Записать предложение. Числительные написать словами. Произвести синтаксический разбор предложения, указав, каким членом предложения являются числительные. Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 20,5 тысяч ученических тетрадей.
4: Словарный диктант Запишите словосочетания, поставив выделенные в скобках местоимения в нужном падеже. Укажите падеж местоимений. Возражать (он), выложить из (она) сумки, расположиться у (он), растет надо (я), тоскуешь по (она), чувствовать (он) боль, расписание для (я), прийти со (свой) товарищем, печатать (сам) себе, поется в (мой) песне, лекция для (мы).
5: Словарный диктант Запишите словосочетания, поставив выделенные в скобках местоимения в нужном падеже. Укажите падеж местоимений. Возражать ему, выложить из ее сумки, расположиться у него, растет надо мной, тоскуешь по ней, чувствовать его боль, расписание для меня, прийти со своим товарищем, печатать самому себе, поется в моей песне, лекция для нас.
6: Понаблюдаем вместе! Кто? Что? Какой? Чей? Который? Каков? Сколько? Почему они так называются? На какие вопросы отвечают существительные? Приведите примеры, в которых были бы вопросительные местоимения кто? что? Запишите их в тетрадь. На какие вопросы отвечают прилагательные? Приведите примеры с вопросительными местоимениями какой? чей? который? каков? Запишите их. На какие вопросы отвечают числительные? Приведите примеры. Запишите.
7: Понаблюдаем вместе! Сделайте вывод о вопросительных местоимениях. Письменно просклоняйте прилагательное птичий и местоимение чей? Что общего в правописании этого местоимения и прилагательного? Рассмотрите в учебнике таблицу склонения местоимения сколько? Определите, на какой части слова стоит ударение во всех падежных формах? Запишите в форме Р. , Д. и П. п. словосочетание сколько скворцов. Обобщите все положения урока и сверьте их с учебником.
8: Запомним это! В каком году ты родился? (а не в котором?) Какого ты года рождения? (а не с какого?) Каковы твои планы на завтра? (а не какие?) Что ты делаешь? (а не чего?)
9: Выборочный диктант Выпишите вопросительные местоимения и укажите их грамматические признаки. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю. Друнина) Какой зверь не кусается, не бросается, а живет выше всех? (Созвездие Большой Медведицы) Сколько звезд на небе? Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А. Пушкин)
10: Грамматический диктант Запишите предложения. Подчеркните вопросительные местоимения и укажите их падеж. О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал в последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? (А. Пушкин) «Кто там бежит?» - спрашивает Лисица. Который теперь час? Скольких людей ты можешь назвать своими друзьями?