Вопросы аттестации на соответствие занимаемой должности для учителя-дефектолога

Скачать презентацию на тему: "Вопросы аттестации на соответствие занимаемой должности для учителя-дефектолога" с количеством слайдов в размере 63 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

Нажмите для просмотра
Вопросы аттестации на соответствие занимаемой должности для учителя-дефектолога

1:

2: 1. Назовите психологический параметр дизонтогенеза Л. С. Выготский выделил психологические параметры дизонтгенеза: первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения; второй параметр связан с временем поражения; третий параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; четвертый параметр связан с нарушением межфункциональных отношений в процессе аномального системогенеза.

3: 2. Дайте понятие интегрированного обучения. Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Благодаря этому происходит сближение двух образовательных систем - общей и специальной.

4: 3. В чем заключается комбинированная интеграция Комбинированная интеграция – это обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).

5: 4. Что означает частичная интеграция? Частичная интеграция – интеграция, при которой дети, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека.

6: 5. Что означает временная интеграция? Временная интеграция – интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с остальными детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера; Смыслом временной интеграции является создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.

7: 6. Что является основой для проектирования индивидуальных образовательных программ? В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ 3266 от 10. 07. 1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее: наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум; желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.  

8: 7. Что предполагает личностно - ориентированное обучение? Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление.

9: 8. Что предполагает содержание коррекционно-развивающего направления деятельности учителя- дефектолога? Формирование способов усвоения социального опыта у детей и подростков с проблемами в развитии. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка с проблемами в развитии; Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование у обучающихся способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое применение, зрительная ориентировка). Развитие необходимого уровня психофизических функций.

10: 9. Каким документом закреплено максимальное количество детей в специальных классах? Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 10. 16. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

11: 10. Что означает технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса? Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

12: 11. Что включает в себя диагностическое направление деятельности учителя СКОУ? Диагностическое направление деятельности учителя СКОУ  обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

13: 12. Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка?  Индивидуальные программы учитывают личностные особенности учащихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивается индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном учреждении,  разрабатываются планы индивидуального (группового) обучения и программы индивидуальной коррекции. Эта работа осуществляется на основе глубокого психодиагностического изучения учащихся с особыми образовательными потребностями.

14: 13. Какая документация является обязательной для учителя-дефектолога? 1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения. 2. Расписание на первое, второе полугодие. 3. Журнал регистрации детей нуждающихся в коррекционных занятиях. 4. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий. 5. Индивидуальные карты развития ребёнка с ООП (особыми образовательными потребностями). 6. Результаты мониторинга. 7. Программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов работы. 8. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

15: 14. Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию? Учитель выполняет следующие должностные обязанности: Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

16: 15. На основе чего проектируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ? Индивидуальная образовательная программа является «материальным» отражением деятельности  Психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуального  образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в конкретном образовательном учреждении. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

17: 16. Что предусматривает индивидуальная образовательная траектория? Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»  обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).  

18: 17. Что означает понятие социальная адаптация? Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

19: 18. Дайте определение понятию «коррекционное обучение». Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

20: 19. Дайте определение понятию «коррекционное воспитание». Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, соответствующих предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др. ), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

21: 20. Дайте определение понятию «коррекционное развитие». Коррекционное развитие означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

22: 21. В чем заключается принцип природосообразности? Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.

23: 22. Дайте определение понятию «личностно ориентированный подход». Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности

24: 23. Перечислите группы отклоняющегося развития. Первая группа  включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания: Вторая группа  включает в себя отклонения по типу повреждения: – поврежденное развитие (органическая деменция), – дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний). Третья группа  включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: – искаженное развитие (ранний детский аутизм), – дисгармоническое развитие (психопатии).  

25: 24. Дайте определение понятию «депривация». Депривация (deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации.

26: 25. Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

27: 26. Как трактуется в дефектологии понятие «дефект»? ДЕФЕКТ (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток). Резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния. Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты

28: 27. Что означает ранняя помощь в специальном (коррекционном) образовании? Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.

29: 28. Дайте определение понятию «абилитация». Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорванным людям (осуждённым и проч. ), направленные на адаптацию их к жизни.

30: 29. Что такое дизонтогенез? ДИЗОНТОГЕНЕЗ — нарушение индивидуального развития в результате влияния как генетических, так и различных внешних вредных факторов.

31: 30. Как в специальной педагогике трактуется понятие «сензитивный период развития»? Сензитивный период - (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

32: 31. Для какого синдрома характерны выраженная ограниченность контакта с внешней реальностью, нарушения социального взаимодействия, ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, большая потребность в сохранении стабильности и неизменности его привычного окружения, плохая переносимость изменений в своей жизни?   Детский аутизм

33: 32. Для какого синдрома характерны двигательная расторможенность, неусидчивость, нарушения внимания, нетерпеливость, суетливость, назойливость, снижение чувства опасности? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

34: 33. В чем проявляется астенический синдром? Это состояние проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. У больных наблюдаются раздражительная слабость, выражающаяся повышенной возбудимостью и быстро наступающей вслед за ней истощаемостью, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности и неудовольствия, а также слезливостью. Для астенического синдрома характерна гиперестезия — непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов. Астеническим состояниям свойственны явления астенического, или образного, ментизма. Суть этого явления заключается в том, что при состояниях крайнего психического утомления у больных возникает поток ярких образных представлений. Возможны также наплывы посторонних мыслей и воспоминаний, непроизвольно появляющихся в сознании больного.

35: 34. Перечислите первичные дефекты развития ребенка. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т. п. ), нарушение межфункциональных связей. Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

36: 35. Дайте определение понятию «девиантное поведение». Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

37: 36. Что такое дисплазия? Дисплазия (от греч.  δυσ dys — нарушение  πλάθω plaseo — образую) — неправильное развитие тканей, органов или частей тела. Это общее название последствий неправильного формирования в процессе эмбриогенеза и постнатальном периоде отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. Обычно дисплазия врождённая, но может проявиться после рождения или даже во взрослом возрасте.

38: 37. Перечислите последовательность реализации задач школьного консилиума. К задачам школьного консилиума, решающего проблемы неуспевающих детей, следует отнести: — определение образовательного маршрута тех неуспевающих детей, которых, в связи с их неуспешностью, необходимо направить в специальное коррекционное учреждение; — выделение детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов; индивидуализация образовательного маршрута «внутри» обучения, в том числе и обучения в классах КРО (данная задача включает скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения); — анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи, формирование рекомендаций для педагогов и педсовета по организации помощи таким детям исключительно методами и способами, доступными педагогическому коллективу; — отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

39: 38. На что направлена психолого - педагогическая коррекция детей с задержанным развитием?   Психолого - педагогическая коррекция детей с задержанным развитием направленная на: обеспечение полноценного психического развития ребенка;  осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий; осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов родителей детей; осуществление социально-диспетчерской функции.

40: 39. Выделите группы семей по степени десоциализирующего влияния на ребенка. Алкогольная семья; Криминально - аморальная семья; Аморально - асоциативная семья; Конфликтная семья; Педагогически несостоятельная семья.

41: 40. Назовите зарубежного педагога и мыслителя первой половины 20 века, разработавшего определенный метод развития органов чувств у умственно-отсталых детей.   Занимаясь умственно отсталыми детьми, Мария Монтессори разработала оригинальные методики  обучения письму, чтению, счету.  Основное внимание уделялось развитию у умственно отсталых детей органов чувств.

42: 42. Что означает коррекционное воздействие? Коррекционное воздействие - это специально разработанная система: воспитательных мероприятий; оформления окружающей среды; разработки коррекционно-развивающих упражнений; овладения педагогами технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими. Психо-коррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление .

43: 43. Для какого типа отклонений характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах? Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития, характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными, психогенными, а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера.

44: 44. Для какого типа отклонений характерно отсутствие типичных для здорового ребенка живости и яркости эмоций; слабая заинтересованность в оценке; низкий уровень притязаний; преобладание компонента двигательной расторможенности; недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость? ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ лат. cerebrum головной мозг — задержка психического развития, обладающая большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом задержки психического развития обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы.

45: 45. Выделите категории детей с особыми образовательными потребностями. К категории детей с особыми образовательными  потребностями относятся следующие категории детей:  с нарушением речи; с нарушением интеллекта; с сенсорными нарушениями (слуха, зрения); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

46: 46. Перечислите виды нарушений письменной речи. К нарушениям письменной речи относятся - дисграфия, дислексия, дизорфография.

47: 47. Что такое эхолалия? Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.

48: 48. На чем основывается диагностика отклонений в развитии? Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии.

49: 49. Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л. С. Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область не созревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский).  

50: 50. Что является теоретической основой диагностики психического развития ребёнка? Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических представлениях об аномальном развитии. Эти представления отражены в трудах Л. С. Выготского, В. И. Лубовского, В. В. Лебединского и др. Согласно этим представлениям, у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое развитие ребенка, формирование его личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания.

51: 51. Кто является автором метода «количественного исследования психологических процессов в норме и патологических состояниях», известного как «психологические профили»? Григорий Иванович Россолимо  5декабря 1860г, Одесса-29 сентября 1928г. ,Москва русский и советский невропатолог и дефектолог.

52: 52. Назовите принцип психологического изучения детей с проблемами в развитии. 1. Принцип комплексного подхода; 2. Принцип целостного изучения ребенка; 3. Принцип динамического развития ребенка; 4. Принцип единства качественного и количественного подхода при оценке психического развития.

53: 53. Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.

54: 54. В чем проявляется общая закономерность развития аномальных детей? АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений. Общие закономерности, характерные для разных отклонений в развитии: трудности социальной адаптации; нарушения взаимодействия с социальной средой; изменения в развитии личности ребенка; нарушение способности к приему и переработке информации; нарушение словесной регуляции деятельности.  

55: 55. Дайте определение понятия «психическое недоразвитие». Психическое недоразвитие - состояние задержанного или неполного развития психической деятельности в период формирования ребенка. При этом наблюдается недостаток когнитивных, речевых, моторных, социальных возможностей. Психическое недоразвитие принято рассматривать в трех группах больных олигофрениями, различаемых по глубине и тяжести расстройства — при дебильности (легкая степень олигофрении), имбецильности (средняя степень олигофрении) и идиотии (тяжелая форма олигофрении). При всех формах олигофрений имеется недоразвитие наивысших человеческих функций, прежде всего мышления, при сохранности филогенетически древних инстинктивных особенностей человека.

56: 56. Назовите показатель обучаемости ребёнка в процессе диагностики. В основу числового показателя обучаемости положено количество дозированной помощи взрослого, проводящего диагностику, которое необходимо ребенку для достижения необходимых результатов. Экспериментальная процедура, позволяющая исследовать обучаемость, предполагает наличие заданий двух уровней сложности: 1. Задание доступное ребенку для самостоятельного выполнения. 2. Задание второго уровня, требующее помощи со стороны взрослого. .

57: 57. Назовите социальный фактор, вызывающий психические заболевания в детском возрасте. В настоящее время актуальной проблемой, влияющей на психическое здоровье детей можно считать такие, как развод и воспитание в неполной семье, алкоголизация и наркотизация родителей, «психическая заброшенность детей», дисгармония семейных отношений, когда разногласия и противоречивое воспитание, жестокое обращение с детьми формируют чувство страха, несправедливости, вины, низкой самооценки - состояний эмоциональной нестабильности и невротического реагирования, которые в дальнейшем могут привести, возможно, к болезни, а также к педагогической и социальной запущенности.

58: 58. Назовите особенность психического развития ребёнка с задержкой психического развития. Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

59: 59. Назовите принцип коррекции детей с нарушениями сенсорной сферы. Одним из основных принципов диагностики и коррекции является принцип комплексного подхода. Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, «безречевым», неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок - алалик, ребёнок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции — т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.

60: 60. Что такое задержанное психическое развитие? Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

61: 61. Что такое дисгармоничное психическое развитие? Дисгармоничное психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Включат четыре варианта нарушений: психопатия; патологическое формирование личности; невропатия; отклонение от темпа полового созревания.

62: 62. Назовите характерную особенность мышления умственно отсталого ребёнка. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка.

63: Список использованной литературы и интернет-источников Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; Под ред. Н. М. Назаровой. – М. , 2000. Чиркина Г. В. , Черкасова Е. Л. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009, 4. С 22-29. Хватцев М. Е. Логопедия. – М. , 1959. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. , 1997. Государев Н. А. Клиническая психология: Учебное пособие. – М. , 2007. – 144с. Дефектология. Словарь-справочник /Авт. сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208с. Специальная педагогика / под. Ред. Н. М. Назаровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400с. Никуленко Т. Г. , Бандурин А. П. Коррекционная педагогика: экспресс – справочник для студентов ВУЗов – М. , 2008. - 192с. Слепович Е. С. , Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб. , 2008. – 247с. Попова М. В. Психология растущего человека. М. 2002. -102с. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М. : Российское педагогическое агентство, 1996. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд. , испр. М. :Издательский центр «Академия», 2005. — 464с. Шаповал И. А. Специальная психология: Учебное пособие. – М. , 2005. – 224с. www . logoped. ru www. logoburg. com www. wikipedia. org

Скачать презентацию


MirPpt.ru