1: Вопросы по культуре речи на ЕГЭ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ 17 г. КАЛИНИНГРАДА МУРАТОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ
2: Задания по культуре речи на ЕГЭ А1 Орфоэпические нормы А2 Лексические нормы А3 Морфологические нормы А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) А5 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с однородными членами. А6 Синтаксические нормы. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3: Орфоэпические нормы Основные вопросы, на которых нужно остановиться: 1. Произношение сочетаний ЧН - только шн: конечно, скучно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, горчишник, Никитична и др. - только чн: точечный, маскировочный - нормативны оба варианта: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
4: Орфоэпические нормы 2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах. - произносится твёрдый согласный Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер, кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат, пастель, патетика, пастеризованный, принтер, рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея, энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью
5: Орфоэпические нормы 2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах. - произносится мягкий согласный Академия, депозит, музей, профессор, фанера, шинель, патент, термин, дезинфекция, дебют, депрессия, компетентный, бенефис, ремарка, агрессор, леди
6: Орфоэпические нормы 3. Трудности при выборе правильного произношения слов с Ё. Отсутствие точек над буквой может создать в отдельных словах трудности: афера, опека, белёсый, оседлый, головешка, разношёрстый, истёкший кровью, крёстный отец, крестный ход, бытие и т. д.
7: Орфоэпические нормы 4. Нормы ударения. В устной речи ошибки настолько распространены, что правильный вариант вызывает удивление и даже отторжение. Например: Апостроф; асимметрия; балованный; баловать; благовест; генезис; догмат; запломбировать; заключит; закупорить; знамение; иконопись; кашлянуть; коклюш; отключит; пломбировать; пеня (штраф); перчить; премировать; прибывший; принудить; украинский; факсимиле; черпать.
8: Орфоэпические нормы 5. Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка ударения зависит от значения. Например: атлас – атлас, броня - броня и т. д. 6. Краткие формы прилагательного, страд. причастия, глаголы прошедшего время. Начала-начал-начало-начали, Но клала-клал-клало-клали.
9: Орфоэпические нормы Задание. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов. Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли.
10: Морфологические нормы имени существительного 1. Род существительных несклоняемых имён существительных существительные общего рода род сложносокращённых слов
11: Морфологические нормы имени существительного 2. Формы именительного падежа мн. ч. Задание. Определите закономерность употребления окончаний –А, -Ы в формах мн. ч. имен. пад. 1)адрес, директор, доктор, купол, паспорт, профессор; (-а) 2)договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер; ( -и-ы) 3)инспектор, инструктор, лагерь, цех, якорь, хлеб. (Вариативное окончание)
12: Морфологические нормы имени существительного 3. Формы родительного падежа мн. ч.
13: Морфологические нормы имени существительного 4. Существительные средн. рода, оканчивающиеся в им. падеже ед. числа на -це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ев: Болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц
14: Морфологические нормы имени прилагательного 1. формы степеней сравнения имен прилагательных. Смешение простой и составной форм сравнительной и превосходной степени: более лучше, самый кратчайший и т. п. Заполнение таблицы
15: Морфологические нормы прилагательных Исправь ошибки. Это самый новейший проект. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.
16: Морфологические нормы имени прилагательного 2. Вариантные формы кратких прилагательных на -ен и на –енен. В современном литературном языке чаще употребляются формы на -ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.
17: Морфологические нормы имени числительного 1. Склонение имён числительных Самые частотные ошибки: форма твор. падежа вместо пятьюдесятью —пятидесятью, вместо шестьюстами —шестистами Типичны ошибки в косвенных падежах числительных от двухсот до девятисот: Пятисот - пятиста,шестиста и т. п.
18: Морфологические нормы имени числительного Специфика и особенности сочетаемости собирательных числительных: Употребляются: 1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; 2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц 3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро; 5) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
19: Морфологические нормы имени числительного Собир. числит. не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать двое учениц, четверо девушек), а также с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать трое волков), однако возможны сочетания названиями детенышей животных – трое волчат, семеро козлят.
20: Морфологические нормы глагола 1. Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед. числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п. ) победить. 2. Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить
21: Морфологические нормы глагола 3. Образование отдельных форм: Звонить, звонишь, звонят; Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся; Выздоровеют, опостылеют, опротивеют; Чтить - чтут (доп. чтят); Стлать(ся) - доп. стелить(ся); Ездить - ездит, ездят; Мучить, мерить; Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.
22: Синтаксические нормы 1. Ошибки при однородных членах предложения 1. Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева. 2. Следует избегать двусмысленности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым. 4. Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив: Я попросил газету и поесть.
23: Синтаксические нормы 5. Нельзя сочетать определение и придаточное предложение: Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого. 6. Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление: подбор и наблюдение над фактами. 7. Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений.
24: Согласование подлежащего и сказуемого Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п. , глагол ставится во множественном числе: Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию. При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели. Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее. Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись. Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревян
25: Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот) Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек. Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно. Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек. При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч. , на 2, 3, 4 - во мн. ч. : Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
26: Согласование подлежащего и сказуемого Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте. Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч. : Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
27: Литература 1. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Издательство Оникс», 2006. 2. Культура русской речи. Л. Г. Смирнова. – М. : «Русское слово», 2007. 3. Практикум по русскому языку. Культура речи. К. В. Воробьёва, Е. В. Сергеева. – С-П, 2001 Сайты http://www. gramma. ru http://www. gramota. ru/ http://rus. 1september. ru/