1: ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ Основные вопросы: 1. Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. 2. Общая характеристика производства и воспроизводства. 3. Хозяйствование, экономический выбор и альтернативные издержки. 4. Экономическая наука и экономическая теория: объект и предмет исследования. 5. Функции экономической теории и методы исследования. 6. Эволюция предмета и основных направлений экономической теории.
2: Литература Экономика: Учебник для юристов /Под редакцией Д. В. Валового - М: Щит - М, 2001, 2002, 2003. Экономическая теория: Уч. д/вузов (ред. Николаева И. П. ). Изд. 2-е, перераб. ,доп. - М: ТК Велби /Проспект, 2007. Экономическая теория: Уч. д/вузов (Салихов Б. В. ). Изд. 2-е,перераб. ,доп. - М: ИТК Дашков и К, 2007.
3: Потребности - нужда личности и общества в определенных благах. Благо - то, что удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Виды потребностей: 1. Потребности в материальных средствах существования, или утилитарные потребности (в жизненно важных благах: пище, одежде, жилье и т. д. ); 2. Интеллектуальные потребности, представляющие собой нужду личности и общества в знаниях и информации (образование и информационное обслуживание); 3. Социально-культурные потребности, представляющие собой нужду людей в соответствующих культурных ценностях, естественную тягу каждого человека к развивающему общению, исполнению определенных общественных обязанностей и т. д. ; 4. Потребности в средствах созидательной деятельности, т. е. в специфических «промежуточных» благах, необходимых для создания новых благ, предназначенных для так называемого «конечного» потребления.
4: Ресурсы - имеющиеся у личности и общества возможности для создания требуемых для удовлетворения потребностей благ Классификация ресурсов: Природные ресурсы - собой естественные условия жизни и деятельности людей, а также запасы полезных ископаемых, выгодное географическое положение, климатический фактор, возможности развития транспортной системы. Людские ресурсы характеризуются численностью населения и его качественными параметрами: креативными (творческими) и предпринимательскими способностями, образовательно-квалификационным уровнем, опытом творчески-созидательной деятельности. Производные материальные и духовно-интеллектуальные ресурсы представляют собой созданные и накопленные предыдущими поколениями объекты созидательной деятельности, а также информацию и духовные ценности, включая достижения культуры в широком смысле. Важнейшим элементом духовно-интеллектуальных ресурсов следует считать институциональные ресурсы, представляющие собой множество норм и правил, регулирующих взаимодействия людей в процессе создания и движения благ.
5: Экономика представляет собой сферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономика представляет собой сферу человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс использования ограниченных ресурсов для создания жизненных благ, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей личности и общества. Экономическая наука предстает как система знаний о закономерностях человеческой деятельности в сфере создания жизненных благ.
7: Производство — это процесс воздействия человека на природу, а также на существующие продукты человеческой деятельности с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для развития личности и общества.
8: Ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, принимают форму факторов производства, или производительных сил. Виды факторов производства: личный, вещественные; невещественные.
9: Личный фактор производства представлен человеческим трудом и творчеством. Личный фактор производства представлен человеческим трудом и творчеством. Труд — это сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию благ, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
10: Вещественные факторы производства представлены предметами и средствами труда и творчества. Предметы труда и творчества представляют собой определенные объекты природы, а также созданные на их основе материалы, на преобразование которых направлена человеческая деятельность. К предметам труда и творчества можно отнести полезные ископаемые, ранее накопленные и определенным образом материализованные знания, в форме, например, компьютеризированных банков данных и т. д. Средства труда и творчества предстают в форме ранее созданных продуктов деятельности, с помощью которых человек воздействует на предметы труда и творчества. К средствам труда и творчества можно отнести плодородные участки земли, оборудование предприятий, компьютеры и вычислительную технику, различного рода приспособления для научных исследований и т. д.
11: Невещественные факторы производства представлены организацией и управлением производством. Организация производства — это объединение работников для создания определенных благ с помощью средств производства, определенной иерархической структуры управления, разделения труда и обязанностей
12: Институты — это формальные нормы и неформальные ограничения, регулирующие и координирующие общественные отношения Институты могут выступать в форме традиций и обычаев, юридических законов и подзаконных актов, распоряжений и указаний менеджера и др. Совокупность существующего технического уровня развития средств производства и связанных с этим организации и управления производством называется технологией производства.
13: Воспроизводство - постоянно возобновляющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления благ Распределение — это определение доли и объема продукта, поступающего для потребления субъектам экономической деятельности. Обмен — это фаза воспроизводства, на которой созданный продукт доставляется до субъектов экономической деятельности. Потребление — это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества.
15: Хозяйствование — это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение воспроизводственных целей, это ведение, управление и руководство хозяйством, т. е. экономикой. Хозяйствование — это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение воспроизводственных целей, это ведение, управление и руководство хозяйством, т. е. экономикой. Соотношение и соизмерение результатов с затратами называется эффективностью и выражается в показателе рентабельности, характеризующем уровень отдачи от затрат факторов производства.
16: Экономический выбор — это выбор определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ. Альтернативные издержки - доход, который мог бы быть получен при альтернативном производстве
18: Соотношение науки и теории Наука — это система знаний о закономерностях и путях развития объективной реальности, либо отдельная отрасль таких знаний
19: Экономическая наука Объектом экономической науки служит вся сфера человеческой деятельности по созданию и использованию требуемых личности и обществу благ
20: Экономическая теория Объектом экономической теории являются не все, а наиболее существенные связи, присущие различным экономическим процессам
21: Функции экономики как науки Познавательная Методологическая Прогностическая Практическая
22: Методы исследования Метод — это путь исследования, прием, способ или образ действия, обеспечивающие достижение определенной познавательной цели
24: Субъективистский подход анализирует поведение именно конкретной личности, а не экономического субъекта как такового, которым может быть фирма, государство и т. д.
25: Позитивистский подход сводит задачу науки к описанию, внешним оценкам исследуемых явлений. Позитивистский подход характеризуется прагматизмом, применением знаний исключительно для решения практических задач
26: Структуралистский подход акцентирует внимание на выявлении внутренней структуры того или иного процесса. В рамках данного подхода просматриваются формально-логические методы исследования
27: Диалектический подход базируется на двух основных принципах: принципе всеобщей связи и принципе развития. Они отражают действие объективных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закона отрицания отрицания
28: Системный подход рассматривает взаимосвязь всех элементов экономики; базируется на принципах, законах и категориях диалектики, но не сводится к ним, охватывая более широкий спектр экономических отношений.
29: Частные методы экономической теории — это совокупность конкретных инструментов, способов и приемов исследования экономики, которые подразделяются на методы качественного и количественного исследования метод научной абстракции анализ и синтез индукция и дедукция аналогия принцип «при прочих равных условиях» метод предельного анализа экономико-математические методы метод эксперимента
30: План семинара 1. Экономика как совокупность общественных отношений, как хозяйство страны и как отрасль науки. 2. Экономическая теория и ее предмет. 3. Основные этапы развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая школа, марксистская теория, маржинализм, кейнсианство, монетаризм). 4. Экономические категории и экономические законы. 5. Экономика и право. 6. Методы исследования экономических явлений. 7. Функции экономики как науки.