1: Человек таков, каково его представление о счастье. В. Сухомлинский
2: Демокрит (460-370 до н. э. ) «Воспитание ведет к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». «Главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта».
3: Сократ (469-399 до н. э. ) Среди жизненных целей главная - нравственное самосовершенствование, все силы на добро и на истину.
4: Платон (427 – 347 до н. э. ) Главная идея воспитания - сделать гражданина совершенным, умеющим равно подчиняться или начальствовать.
5: Аристотель (384-322 до н. э. ) В своем ликее (лицее) воспитывал душу: она может быть растительной и требовать питания, а может быть разумной, чистой, бесплотной и бессмертной.
6: Эразм Роттердамский (1466-1536) «Врожденные способности могут быть реализованы только через напряженный труд».
7: Ян Амос Коменский (1592-1670) – отец современной педагогики, автор «Великой дидактики». Ввел классно-урочную систему. Главной идеей чешского педагога является утверждение о том, что все достижения в мире могут быть донесены через школу на родном языке до всех людей независимо от расовой, общественной, религиозной принадлежности.
8: Джон Локк (1632-1704)
9: Татищев Василий Никитич (1686-1759) Главная мысль ученого: к школьным предметам дополнить музыку, поэтику, танцы. С 10 лет ребенка обучать ремеслу, при этом старшие ученики обучают младших.
10: Жан Жак Руссо (1746-1778) Центральный пункт его педагогической программы – естественное воспитание. Он утверждал , что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
11: Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) Великий мастер предлагал при определении основ образования разработать дифференцированный, щадящий подход к разным типам личностей с их индивидуальными темпераментами, характеристиками тела и души.
12: Герцен Александр Иванович (1812-1870) Целью воспитания считал подготовку гражданина-патриота.
13: Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) Основоположник научной педагогики в России. Учитель должен учить учеников учиться.
14: Крупская Надежда Константиновна (1869- 1939) Предложила систему дошкольных учреждений, поддержала идею профессионального обучения молодежи.
15: Януш Корчак (1878-1942) Стержень системы воспитания польского педагога – долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию и самоконтролю.
16: Луначарский Анатолий Васильевич (1880-1933) Формировал советскую школу, первый министр образования в СССР.
17: Макаренко Антон Семенович (1888-1939) Разработал и осуществил систему воспитания «трудных детей».
18: Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) « Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием – это творение будущего и взгляд в будущее»