1: «Химия и окружающая среда»
2: Задачи: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии; повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность; воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
4: Ассоциативная реклама
5: Скульптура для пришкольного участка
7: Твердые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым (Аэрозоль)
8: Естественное или искусственное поступление воздуха в воду, почву, горные породы (Аэрация)
9: Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. (Гербициды)
10: Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)
11: Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов. (Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S)
12: Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди)
13: Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ)
14: Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжелые заболевания. (Нитраты и нитриты)
15: Природное явление, вызванное поглощением углекислым газом, водяным паром энергии солнечных лучей. (Парниковый эффект)
16: Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну и флору. (Засоление почв)
17: Эту кислоту получили в 1784г. Из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешевое сырье – свекла. Кислота используется как пищевая добавка. (Лимонная кислота)
18: Часть природного сырья, которая не используется или остается после переработки и использования. (Отходы)
19: Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. (Углекислый газ)
20: Недостижимый идеал, к которому следует стремится промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям. (Безотходная технология)
21: Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза. (Техногеохимия)
22: Геофизик М. И. Будыко еще в 1962г. Предположил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите оксид. (Оксид углерода (IV))
23: Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х гг. XXв. (Парниковый эффект)
24: Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)
25: В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе в 2-5 раз ниже, чем зимой. (Оксид азота(IV))
26: Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя. (Оксиды азота(II) и (IV))
27: Глобальный гидрологический цикл имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и … (Испарение)
28: Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами? (Начинается чрезмерный рост водорослей)
29: Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками. (Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др. )
30: Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила. (Биологическая очистка)
31: Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки? (Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения)
32: Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира? (Брожение)
33: Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца? (Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме)
34: Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ)
35: Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны)
36: Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации)
37: Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт. (Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приема соленой пищи вода из клеток поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды)
38: Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество? (Формальдегид)
39: Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной. (Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме)